Картинка перспектива: Что такое перспектива в фото и как её использовать
Что такое перспектива в фото и как её использовать
Перспектива в фотографии: что это и зачем она нужна
25.06.2020
Перспектива в фото служит средством выразительности. Она придает снимку объем и глубину. Рассмотрим детальнее это понятие, а также поговорим о его практическом применении.
Что такое перспектива на фото
Под этим понятием подразумевают композиционный прием, благодаря которому создается ощущение глубины пространства на плоской фотокарточке. Перспектива в фотографии – это способ передачи предметов окружающего мира в соответствии со зрительным восприятием человека. Она необходима чтобы подчеркнуть реалистичность снимка и изобразить предметы на фотографии такими как мы их знаем. Например, объекты кажутся нашему глазу тем меньше, чем дальше от нас находятся. Параллельные рельсы создадут иллюзию схода в одной точке, если смотреть на них вдаль. Для того чтобы такая натуральность сохранялась на снимке, следует подчеркивать глубину и объем. Этого можно достичь, используя различные типы перспективы.
Перспектива — мощный инструмент для придания кадру выразительности
Виды перспективы
Выделяют шесть видов перспективы. Остановимся отдельно на каждом из них.
Линейная перспектива
Примеры этой разновидности можно встретить в огромном количестве фотографий. Для нее характерны параллельные линии, которые на горизонте сходятся в одну точку. Для передачи такого композиционного приема могут использоваться самые разнообразные объекты: дорога, забор, рельсы, ряд домов, расположенных друг против друга. Линии не обязательно должны быть параллельными. Винтовая лестница, уводящая взор вглубь спирали, тоже может служить примером линейной перспективы. Такой прием обогащает кадр динамикой и ритмичностью. А глубина появляется благодаря диагоналям, цепляясь за которые, взгляд словно летит к горизонту.
Проще всего линейная перспектива может быть передана при помощи широкоугольного объектива. Благодаря этой оптике в кадр вмещается больше пространства, что позволяет охватить линии полностью, вплоть до точки их схода на горизонте. А вот телеобъектив, сжимает перспективу, то есть пространство между планами: передним и задним. Это приводит к потере объемности, и в этом случае линиям не всегда удается сойтись.
На перспективу влияют точка съемки и угол наклона камеры. Используя направляющие линии, которые ведут взгляд зрителя к композиционному центру, и, фотографируя снизу, можно создать в кадре иллюзию трехмерности.
Перемещая точку съемки, вы добьетесь выразительных, мощных по зрительному воздействию кадров
Линейная перспектива подразделяется на следующие виды:
- Центральная. Линии занимают центральную позицию в кадре, а точка схода четко прослеживается. При таком их расположении пространству придается максимум объема.
- Боковая. Линии от центра смещаются вбок.
- Крайняя. Диагонали и точка их слияния приближаются к границе кадра.
- Открытая.
Воздушная перспектива
В отличие от предыдущего подвида, здесь фотограф работает не с геометрией, а с контрастом и четкостью объектов. Чем они дальше от камеры, тем более блеклыми и выцветшими кажутся. Очертания предметов расплываются, а сочность красок теряется. Снимок как будто складывается из нескольких картинок разной интенсивности, наложенных друг на друга. Таким образом можно добиться иллюзии объема в кадре.
Этому способствует оптическая плотность, которая увеличивается с расстоянием. Ведь атмосфера земли неоднородна: она состоит из смеси газов, паров и мелких твердых частиц. Они поглощают солнечный свет и рассеивают его. Наиболее эффектно воздушная перспектива проявляет себя в туманную погоду.
Утренняя дымка поможет придать фотографии мягкий контраст и визуально разграничит планы
Перспектива на фотографии в этом случае будет лучше подчеркнута, если использовать именно телеобъектив. Передний план, который находится в зоне резкости, будет частично отсечен. И внимание заострится на туманных далях.
Воздушная перспектива часто встречается на пейзажных снимках.
Тональная перспектива
Главное отличие от воздушной в том, что изменения касаются цветов и оттенков удаленного объекта. Фигуры и предметы на переднем плане выглядят более темными чем те, которые располагаются на расстоянии. Иными словами, если темные объекты выдвинуть вперед, а светлые удалить назад, на снимке появится тональная перспектива.
Тональную перспективу нужно уметь замечать
Иллюзии объема можно добиться также при помощи цвета. Холодные оттенки делают предметы визуально дальше, а теплые – ближе. Такое явление носит название хроматической стереоскопии и с успехом используется в живописи.
Если, скажем, светлокожую модель сфотографировать на черном фоне, то он как будто вытолкнет ее вперед. В этом случае можно говорить, что использована обратная тональная перспектива. Поговорим о ней подробнее.
Обратная тональная перспектива
При непостановочной съемке часто возникают моменты, когда фотограф не может располагать темное на светлом. Но смысловые акценты можно расставить и по-другому. Когда вперед выдвигаются светлые объекты, а темные остаются позади, можно добиться очень интересных кадров. Посмотрите пример такой перспективы на картинке ниже:
Умелое использование этого вида перспективы придаст кадру оригинальное звучание
Уменьшение перспективы
Специфика в том, что предмет уменьшается с расстоянием. Представьте линию электропередач. Ближайший к камере столб будет выглядеть самым большим в ряду. Каждый последующий – уменьшаться. Фото с перспективой такого рода лучше делать с предметами сходного размера и разноудаленных от фотографа. Так зритель лучше прочувствует глубину кадра. Зная истинную величину предметов, по изменению визуального размера можно оценить их удаленность.
Искусственная перспектива
Суть заключается в том, чтобы предметы, находящиеся на разном расстоянии от камеры, сделать одинаковыми по размеру. Приём отлично подходит для создания весёлых снимков. На примере ниже вы видите, что Эйфелева башня, находящаяся на значительном удалении от молодых людей, стала как будто игрушечной. Возможны и другие забавные фокусы: не уравнивание объектов в кадре, а, например, уменьшение части из них. Человек может держать в руках такой объект, который на самом деле значительно превышает его собственные размеры.
При помощи искусственной перспективы вы можете получить шутливые кадры
Создание перспективы
Что такое перспектива в фотографии вы уже поняли. Какие же моменты нужно учесть, чтобы она возникла? Как заставить плоскую картинку обрести иллюзию трехмерности? Вот несколько практических советов.
- Наблюдайте за окружающим миром
- Используйте несколько планов
- Комбинируйте масштабы
- Освещение
Опытный фотограф умеет найти оригинальный сюжет в совершенно обыденных на первый взгляд вещах. Ищите различные виды перспектив и включайте их в кадр как самостоятельный объект или композиционную деталь, усиливающую главную тему фото. Как уже говорилось выше, при использовании линейной перспективы старайтесь делать так, чтобы линии сводились к какому-нибудь смысловому центру. Располагайте предметы впереди, на самом видном месте, если идет речь о тональной или воздушных перспективах.
Фотография всегда смотрится интереснее, если в ней различимы передний, средний и задний планы. Это способствует появлению дополнительного объема, и композиция становится более сложной и притягательной для глаз.
Сочетайте на снимках объекты разных размеров. Это заставит зрителя провести зрительный анализ и сравнение изображаемых предметов, что в конечном итоге повысит ценность фотографии. Она зацепит взгляд.
Перспектива фото – это сочетание множества самых разнообразных факторов. Немаловажное место отводится освещению. Лучше всего перспективу передает боковой и диагональный свет. А вот, если источник света находится спереди от фотографа, то объем подчеркнуть не удастся.
В погоне за удачным кадром следите за тем, чтобы его не испортили перспективные искажения
Любая теория без практики мертва. Начинающим фотографам можно порекомендовать побольше снимать, экспериментировать с локациями, оптикой и ракурсами. Понимание и видение перспективы придет со временем.
Как обработать снимки красиво
- поправлять экспозицию и баланс белого,
- работать с цветом,
- исправлять геометрические искажения снимка,
- менять фон,
- убирать лишние объекты из кадра,
- проводить бьюти-ретушь,
- добавлять эффект художественности при помощи виньетки и радиального фильтра,
- использовать встроенную галерею пресетов для автоматического улучшения снимков,
- усиливать четкость изображения или добавлять зернистость.
Обрабатывайте снимки с ФотоМАСТЕРом легко и быстро
Софт наполовину автоматизирован, поэтому вам не придется тратить свое время на базовую ретушь или цветокоррекцию. Алгоритм программы самостоятельно выявит некачественные участки на фото и исправит их в один миг. Все что вам нужно, это просто скачать фоторедактор, и весь его потенциал к вашим услугам! Не отказывайте себе в красивых снимках, тем более что с ФотоМАСТЕРом привести их к совершенству так легко!
Линейная перспектива в рисунке — основные принципы и примеры
18 марта 2018
Основы рисования Город в перспективе, рисунокНесмотря на то, что мы живем в трехмерном мире, у нас есть только два измерения для изображения предметов на бумаге. Третье измерение — то, которое придает глубину картине, рисунку, скетчу или чему-то еще, создается с помощью правил перспективы. Даже если вы рисуете только натюрморты на столе, вам нужно понять и освоить принципы перспективы.
Основы перспективы в рисунке
Вот основные понятия, используемые в теории:
- точка схода;
- главный луч зрения;
- линия горизонта;
- предметная плоскость;
- картинная плоскость;
- угол зрения.
Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.
То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.
Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.
Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.
Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.
Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.
Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.
Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!
Линейная перспектива, примерПри взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».
Линейная перспектива, примерНо если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?
Правила перспективы в рисунке
Вот три основных принципа, которые можно использовать отдельно или все вместе.
- Ближние к нам деревья нужно рисовать перед теми, которые находятся дальше – это будет иметь эффект их частичного перекрытия.
- Дальние от нас деревья нужно рисовать более легкими, с меньшим нажимом, это создаст иллюзию воздушного пространства.
- Нарисуйте деревья на дальнем плане меньше по размеру, чем те, что на переднем — это даст нам эффект расстояния.
Давайте теперь посмотрим на этот рисунок интерьера. Перспектива, которая создает впечатление глубины, представляет комнату не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее воспринимает глаз. Рисование в перспективе — это, в сущности, искусство рисования «неправильно», таким образом, что конечный результат кажется «правильным». Или, говоря по-другому, это искусство закрывать один глаз, чтобы лучше видеть.
Комната в перспективе с мебелью, рисунокПрежде всего, давайте еще раз взглянем на картинку. Вы сможете пронаблюдать то же самое, если оглядитесь вокруг в комнате, в которой вы находитесь. Стены под прямым углом друг к другу, есть окно с жалюзи и паркетный пол. Посмотрите на линии, образованные краями предметов и углами стен. Линии по большей части вертикальные или горизонтальные и перпендикулярны друг другу. Это совершенно естественно, так как архитектор спроектировал все под прямым углом, и строитель использовал отвес, заданную площадь и технические чертежи, чтобы воплотить план архитектора в жизнь.
Понимание идеи перспективы
Попробуйте представить себе проблему с точки зрения слепого человека. Он не сможет оценить глубину места до тех пор, пока у него не будет возможности пройтись внутри этого пространства. В отличие от тех из нас, у кого есть зрение, он не имеет возможности «путешествовать с глазом». Если бы кто-то слепой с рождения вдруг смог увидеть, у него сложилось бы ужасное впечатление, что все бросается ему в лицо. Но в то время, если слепой человек не может водить машину, то одноглазый мужчина или женщина, конечно, может. Другими словами, наличие только одного глаза не мешает оценить глубину места или расстояние, разделяющее, например, две машины. Трехмерное зрение — не единственный способ получения информации о глубине. Мы могли бы сказать, что одноглазый человек за рулем автомобиля «читает» глубину в перспективе, тогда как вы, когда рисуете, «пишете» эту перспективу, чтобы создать иллюзию глубины. Процедура практически противоположная.
Изображение проходит через невероятно сложную часть фототехники — ваш глаз. Вы можете подключить принтер к этой замечательной камере, который состоит из листочка бумаги, карандаша и руки. Все предустановлено, осталось только научиться этим пользоваться!
Как произвести впечатление глубины
В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.
Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.
Прямая линейная перспектива, примерНаше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.
Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения. Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».
Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.
Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.
Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе. Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз.
То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.
Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.
Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.
Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.
В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.
Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».
Фронтальная перспектива
Простейший тип пространственного изображения — фронтальная перспектива с одной точкой схода. Перспектива называется фронтальной (одноточечной), если предмет изображается во фронтальном положении («анфас»), то есть часть из его граней параллельна картинной плоскости.
Фронтальная (одноточечная) перспективаОтметим, что все линии, параллельные лучу зрения, сходятся на главной точке — точке схода. Все остальные вертикальные и горизонтальные линии, перпендикулярные лучу зрения, остаются вертикальными или горизонтальными и после размещения в перспективе.
Угловая перспектива
Если изображенные предметы находятся под углом к зрителю, то такая перспектива называется угловой (двухточечной). Ее ключевой особенностью является наличие двух точек схода.
Это означает перспективу, в которой мы смотрим на объект под углом. В качестве примера перспективы с двумя точками схода для наглядности снова приведем изображение куба. Его ребра проходят по линиям схода. Некоторые грани объекта в такой перспективе остаются параллельными картинной плоскости (в нашем случае это боковые грани). Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.
Угловая (двухточечная) перспективаПерспектива с тремя точками схода
Третьим способом рисования перспективы является перспектива с тремя точками схода, её также называют вертикальной или наклонной. В перспективе с тремя точками схода нужно дополнительно нарисовать искажение вверх в угловой перспективе. Этот способ наглядной иллюстрации часто используется для архитектурных чертежей. С помощью этого метода можно очень эффектно рисовать небоскребы.
Мы прибегаем к такой перспективе тогда, например, когда смотрим на высокое здание снизу вверх, а также в случаях, когда ни одна из граней изображаемого предмета не параллельна картинной плоскости. Третья точка схода выше линии горизонта называется зенит. Та, что ниже — надир.
На рисунке ниже вы можете увидеть, как вертикальные края куба искажаются перспективно с помощью третьей точки схода.
Перспектива с тремя точками сходаДалее мы детально разберем, как построить простейший объект на каждый из описанных случаев линейной перспективы пошагово.
что это такое и какие виды бывают
Автор: Тимур Мустаев
Дата: 2017-02-02
Доброго времени суток! Вас приветствует, Тимур Мустаев. В этой статье мы поговорим в целом о понятии перспектива. Конечно, рассмотрим ее применимо к фото. Любопытно узнать, читатели, а часто ли вы в своих работах задействуете перспективу как выразительное средство? Вы знаете, что она не всегда благотворно влияет на снимок? Давайте разбираться.
Основные понятия
Перспектива в фотографии довольно распространенное явление, прежде всего, это одна из техник, придающая объем и выразительность снимку. Иными словами, это впечатление глубины пространства, уходящего вдаль. Она возникает благодаря восприятию нескольких планов и наличию в поле зрения крупных (так как близких) и маленьких (в силу их удаленности от наблюдателя) объектов.
Также все предметы на периферии будут казаться менее четкими и яркими, нежели те, что находятся на небольшом расстоянии от человека/фотографа.
Виды перспективы
Перспектива достаточно приятно смотрится на картинках, особенно пейзажных. В зависимости от назначения, выделяют ее три вида. Стандартно это:
- Линейная. Часто используется. На фотографиях мы можем увидеть линии, идущие сначала прямо, но в итоге стремящихся сойтись в какой-то точке (и даже сходящихся). Такие картинки вы наверняка замечали: длинная дорога, ряд деревьев, заборы и пр. Этот прием является прекрасной иллюстрацией того, как перспектива может придать кадру ритм, движение и динамику.
- Тональная. Замудренная, я бы сказал, перспектива. Ее еще нужно уметь примечать. Глубина здесь создается из-за естественно й плотности воздуха, в силу чего появляются различия между уровнем светлоты предметов на разных планах. Бывает, что дальний объект кажется более светлым, в другом варианте он темнее, нежели окружающее пространство.
- Воздушная. Она же – атмосферная. Погода оказывает большое влияние на фото. Так, съемка в тумане или при снегопаде сделает отдаленные предметы по сравнению с ближайшими более размытыми, ненасыщенными по цветам.
Помимо данных вариантов, можно говорить и о панорамной перспективе, к примеру. Это вытянутое изображение, максимально охватывающее окружающую обстановку и содержащее ощущение ее глубины. Аналогичным образом строится сферическая. Применительно к человеческому зрению выделяют также перцептивный вид, сочетающий в себе сразу несколько перспектив.
Создание перспективы
Думаю, что такое перспектива в фотографии, вам уже стало понятно. А что же сделать, чтобы она возникла? Точнее, что нужно учесть при съемке, чтобы, фактически, плоская фотография стала перспективным изображением? Мое подробное определение термина уже должно было послужить маленькой подсказкой фотографам, но, пожалуй, я отмечу конкретные пункты для облегчения практики.
- Наблюдение за окружающим и поиск какого-либо вида перспективы, включение ее в кадр как самостоятельного объекта, так и усиление с помощью нее главной темы фотографии. В последнем случае уместно расположить вещь в конце сходящихся прямых или же спереди, на самом видном месте, если речь идет о тональной и воздушной перспективах.
- Многоплановость. Поставьте модель в портрете таким образом или займите такую позицию для съемок природного объекта, чтобы были четко различимы передний, средний и задний планы. Было бы неплохо, чтобы присутствовал некий фон. Та же природная дымка отлично справится с этой целью, сделает изображение более сложным и интересным.
- Активно сочетайте разные масштабы (мелкие и крупные), чтобы подчеркнуть то, что вам нужно, и поставить перед зрителем дополнительную задачу анализа и сравнения изображенных предметов.
- Придавайте важность освещению. Считается, боковой и диагональный свет как нельзя лучше выделяют предмет. Фронтальный свет не сможет подчеркнуть объем и создать какой-либо светотеневой рисунок. Он, конечно, тоже используется в фотографии, но не всегда и только со знанием дела.
К сожалению, с перспективой не все однозначно. Хотя ощущение трехмерности пространства отражает реальность и прекрасно смотрится на снимках, иногда оно получается далеко неэстетичным. Это ситуации, когда перспектива превращается в нашего врага, создавая ненужные искажения.
Могу привести примеры. Первое, что сразу вспоминается – падающие здания и вообще искривления прямых.
Дело в том, что глубина тем больше, чем дальше вы отойдете от некой центральной точки. Если при этом вы еще будете использовать широкоугольный объектив, чтобы получить большой угол охвата, то все линии непременно начнут заваливаться к середине или краям (дисторсия в “бочки” или “подушки”).
Другой показательный пример – изменение пропорций в фотографировании человека. Неудачно выбирая точку съемки (низкий или высокий) и оптику, вы рискуете получить, допустим, огромный нос у модели, короткие ноги и большую голову или наоборот и т.д. Не стоит огорчаться! Вдумчивый подход к фото и постобработка спасут ситуацию!
Хотите изучить свою зеркалку от А до Я? Хотите научиться делать фотографии, от которых ваши друзья и знакомые будут лесть на стенку от зависти? Тогда видеокурс именно для вас. Он поможет вырасти от новичка до фотографа.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей CANON.
Прощаюсь! Был рад поделиться своими знаниями. Жду вас на моем блоге, подписываетесь и делитесь статьей с друзьями!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Использование перспективы в фотосъёмке
Плоскими фотографиями, в которых красиво размыт фон, уже никого не удивишь. Если фотограф стремится создавать действительно интересные кадры, важно пользоваться приемами композиции. Один из них – перспектива в фотографии. Этот прием позволяет показать глубину пространства, придать снимку объем. Таким образом, можно значительно повысить свое мастерство.
Что такое перспектива
Это способ передачи трехмерности предметов на двухмерной плоскости фотографии. При этом сохраняется ощущение их близости или отдаленности друг от друга и от фотоаппарата.
Человеческий глаз способен определять реальные размеры предмета, даже когда он находится на большом расстоянии от зрителя. При этом окружающие объект предметы помогают понять, насколько далеко он находится. Например, дорога уходящая вдаль увеличивает глубину пространства фотографии.
Виды перспективы в фотографии
Управлять вниманием и интересом зрителя можно при помощи различных видов перспективы. Их всего 6:
- Линейная;
- Уменьшение;
- Воздушная;
- Тональная;
- Обратная тональная;
- Искусственная.
Линейная перспектива
Этот вид используется фотографами наиболее часто. Она передается при помощи сходящихся линий. Это могут быть линии железной или автомобильной дороги, лесной тропинки, зданий, перил и так далее.
Как правило, все эти линии параллельны друг другу. Но чем дальше они находятся от фотоаппарата, тем визуально больше приближаются друг другу. И в конце концов сходятся в одной точке. Это происходит, когда при фотосъемке фотограф уделяет линиям достаточно большое место. Так прямые линии превращаются в диагонали, которые придают фотографии глубину и уводят внимание зрителя вслед за этими линиями. Хорошо, если они ведут взгляд к какому-то важному смысловому центру снимка.
Линейную перспективу проще всего передать при фотосъемке на широкоугольный объектив. Он позволяет увеличить угол обзора и передать достаточное количество переднего и заднего фона. Такая оптика дает возможность захватить линии полностью вплоть до слияния их в одной точке.
Используя телеобъектив, фотограф должен понимать, что расстояние между передним и задним планом сокращается, и линиям не удастся сойтись. Это случай, при котором расстояние между объектами выглядит меньше, чем в реальности.
Также многое зависит от наклона фотоаппарата и ракурса, с которого ведется фотосъемка.
Линейная перспектива делится на несколько видов:
- Центральную. Когда линии расположены в центре кадра и занимают большую часть фотографии. При этом точка, в которой они сходятся, четко просматривается. В этом виде пространство выглядит максимально объемно. Но при этом она наиболее предсказуема;
- Боковую. Линии немного смещены вправо или влево;
- Крайнюю. Линии и точка их слияния находятся возле границы фотографии;
- Прерванную. Слияние линий происходит за рамками фотографии. Зритель видит лишь их часть. При этом объем кадра ощущается не так сильно.
Уменьшение перспективы
Этот прием заключается в том, что чем дальше от фотоаппарата находится объект, тем меньший размер он имеет.
Уменьшение перспективы хорошо показывать на одинаковых или схожих по размеру объектах, которые находятся на разном расстоянии от фотоаппарата. Зритель будет ощущать глубину фотографии, потому что знает, что на самом деле эти предметы одинакового размера.
Один из популярных примеров использования такого приема – фотографии винтовой лестницы. Снимая сверху, фотограф передает в кадре уменьшение с каждым витком пролетов лестницы. Пока наконец они не превратятся в точку.
Воздушная перспектива
Этот прием чаще всего используют при съемке пейзажей и в живописи. Как правило, его легче всего показать при работе в туманную погоду. Туман или пар над водой добавляют глубину пространства, подчеркивают форму ближайших объектов и скрывают все, что находится вдалеке. При этом изменения происходят постепенно. От четких насыщенных цветов объектов на переднем плане к более блеклым и полностью исчезающим с отдалением от камеры.
При рассматривании такого снимка возникает ощущение, что фотография создана из нескольких слоев, помещенных один на другой. Передний и задний план тонально контрастируют, усиливая ощущение расстояния между ними. Так в фото появляется глубина.
Чтобы передать воздушную перспективу лучше вооружиться телеобъективом. Он исключит из кадра большую часть резкого переднего плана, в котором нет дымки и лучше передаст туманные области. При этом может понадобиться монопод или штатив, чтобы исключить смазывание фоторафии, что нередко происходит при работе с телеобъективами. Особенно при недостаточном освещении снимаемой сцены.
Тональная перспектива
Как правило, объекты, которые расположены вдалеке, воспринимаются как более светлые, менее резкие и контрастные. Зная это, фотографы располагают более темные объекты на переднем плане, а более светлые – на заднем. Так в фотографии появляется объем.
Также важную роль играют оттенки и цвета предметов. Так предметы теплых цветов (желтого, оранжевого, красного) отлично подходят для переднего плана. А холодные (зеленый, синий, фиолетовый) – для фона. Например, размещение красного объекта на зеленом фоне поможет добавить фотографии объем.
Обратная тональная перспектива
Если фотосъемка непостановочная, бывает трудно соблюсти все правила композиции. Нельзя заставить человека в белом пройти перед темным знанием, а белую машину припарковаться за темными клумбами. К тому же, зная правила, их можно нарушать. Особенно если это нарушение продумано. Обратная тональная перспектива порой позволяет создавать оригинальные кадры. Когда светлые объекты выходят на передний план, а темные отступают назад, это может помочь придать фотографии совершенно другой смысл. И опытные фотографы умело пользуются этим приемом.
Искусственная перспектива
Такой вид композиции не значится в официальных видах перспективы, однако активно используется для создания забавных фотографий. Его суть в приравнивании размеров объектов, находящихся на разном расстоянии. Например, когда люди на переднем плане придерживают, берут в руки, проделывают другие маневры с стоящим вдалеке зданием. Визуально кажется, что они одного размера. При этом используемый объект находится на большом расстоянии. Или наоборот человек, отошедший на несколько метров, держит в руках цветок, расположенный на переднем плане. Выходит, что роза и девушка одного размера. Выглядит комично.
Как использовать перспективу при фотосъемке
Мало выучить правила. Важно научиться использовать их на практике.
Только с опытом придет понимание и умение использования этого приема. Важно как можно больше практиковаться. При этом необходимо экспериментировать с местами фотосъемки, ракурсами, оптикой. Обходить объект не только слева или справа, но и пробовать снимать с максимально низкой или верхней точки.
Приемы композиции помогают фотографам делать вдумчивые интересные кадры. Чтобы придать фотографиям объем, важно пользоваться различными видами перспективы: линейной, воздушной, тональной. Новые навыки позволят придавать снимкам художественность, создавать фотографии со смыслом, а не просто щелкать на спуск.
Линейная перспектива в фотографии | Как с ней работать
Как использовать линейную перспективу при съемке фото
02.07.2020
Построение линейной перспективы является мощным инструментом при создании фотографий. Параллельные линии на изображении обманывают взгляд зрителя и визуально сходятся друг с другом, образуя единую точку. Они придают объем и динамичность снимку. В статье мы расскажем, как правильно воспользоваться этим приемом и обработать полученный результат в программе для редактирования фото.
Что такое перспектива?
В фотоискусстве ее основная задача — манипулировать визуальным восприятием человека и создавать трехмерность изображений. В снимках с линейной перспективой можно четко увидеть параллели прямых. Например, ровный ряд деревьев, ограждения мостов или здания, расположенные друг напротив друга. Профессиональные фотографы используют этот эффект, чтобы создавать снимки с большей глубиной.
Для оформления такой композиции кадра требуются два основных элемента: параллельные линии и центр схождения. Чем четче линии соединяются в точке, тем дальше она будет находиться по мнению зрителя. Наиболее распространенным местом для схождения является горизонт, но вы можете разместить точку в любой части картинки. Снимок может иметь несколько точек схода. Сама композиция делится на типы: одноточечная, двухточечная, трехточечная. Чем больше точек на кадре, тем сильнее иллюзия глубины.
Параллели дороги уходят вдаль и соединяются на горизонте
Одна точка схождения
Одноточечная линейная перспектива — это композиция, в которой две параллели сходятся только в одной точке.
Представьте, что вы стоите посреди моста. Он «углубляется» в пространство, сужаясь до полного исчезновения. Хотя стороны моста по-настоящему не встречаются, люди видят их сближение и воспринимают это удаленность.
В фотографии только одна точка схода
Двухточечная линейная перспектива
В данном случае две точки расположены на линии горизонта. Например, представьте, что вы стоите, глядя на угол здания. Стены будут постепенно уменьшаться в любом направлении, и в конечном итоге исчезать на линии горизонта.
Чем больше стены здания, тем больше глубина
Трехточечная линейная перспектива
Трехточечная линейная композиция — это прием в фотоискусстве, где две точки схода расположены на горизонте, а третья выше или ниже его. Это создает уникальный эффект и усиливает ощущение трехмерности кадра.
Представьте, что вы смотрите вверх на высотное здание или вниз с крыши небоскреба. Это часто дает такой эффект.
Правильно составленный кадр создает иллюзию движения даже у статичных объектов
Линейная картинка создает ощущение глубины. Она состоит из параллельных элементов реального мира и заставляет их сходиться в одной плоскостиИграйте с формой и структурой картинки или ощущением расстояния до объектов на изображении! Такая перспектива дает возможность оформить динамичный кадр и привлечь внимание зрителя.
Как она работает?
Есть несколько способов создать иллюзию трехмерности. Для этого вам нужно найти параллельные линии. Их должно быть две, три или больше. Выберите такой угол, чтобы создавался эффект схождения прямых в одном месте.
Вы можете сделать эффект еще внушительнее, используя широкоугольный объектив. Это позволит акцентировать внимание на элементах рядом с камерой. Так, более близкие объекты и предметы сбоку будут искривлены и создадут драматический эффект. Вы выделите все детали: и те, которые находятся близко, и те, что далеко.
Линейная композиция в фотографии создается соединения параллелей: железнодорожные пути, лестницы, мосты, дорога с фонарями или кирпичи на стенах, которые сходятся в одной точке, создавая ощущение удаленности.
Дороги, мосты, деревья и здания чаще всего составляют линейную композицию
Советы по использованию приема во время съемки
Линейная композиция — это способ создать иллюзию глубины картины и сделать двухмерную плоскость трехмерной. Есть несколько правил линейной перспективы и способов запечатлеть ее на ваших фотографиях:
Используйте объектив с коротким фокусным расстоянием (меньше 35)
Это поможет работать с перспективой снимков. Когда фокусное расстояние изменяется, а удаленность элементов остается неизменной, размер предметов на изображениях будет различаться без каких-либо изменений в перспективе.
Съемка на объектив с коротким фокусным расстоянием
Попробуйте использовать разные углы съемки и получить на кадре диагональ
Достаточно просто повернуть фотоаппарат при съемке на бок, создав диагональное построение кадра.
Экспериментируйте с ракурсами
Обязательно обозначьте для себя точку схода
Например, на фотографии железнодорожных путей она будет там, где рельсы сходятся. Лучший способ показать соединение — это снимать на панорамную камеру. Настройте фокусное расстояние камеры таким образом, чтобы оформить оптическую иллюзию, при которой объекты кажутся тем меньше, чем дальше они находятся от камеры.
Обязательно выберите точку схода
Чаще всего такую композицию используют при съемке архитектуры и пейзажей. Попробуйте разнообразить план изображения, добавив человеческую фигуру. Посмотрите удачный пример:
Такая композиция подходит для съемки пейзажей
Редактирование фотографий
Любой снимок необходимо обработать для повышения качества и создания атмосферы. Для этого достаточно скачать фоторедактор. Лучшим вариантом будет воспользоваться программой ФотоМАСТЕР. В ней вы сможете настроить линейную композицию. Для этого есть несколько инструментов:
- Кадрирование
- Геометрия
- Корректор
- Градиентный фильтр
Вы можете обрезать лишнее, усилить иллюзию трехмерности и сфокусировать внимание на самом главном.
Здесь у вас будет возможность настроить искажения снимка. Для усиления линейности увеличьте значения дисторсии. Таким образом объекты спереди отойдут на задний план, а параллельные линии будут выглядеть более эффектно. Также вы можете изменить вертикаль, горизонталь, пропорции или повернуть снимок.
С помощью кисти затемните точку схода, а также параллельные прямые — это добавит рисунку объемности. Вы можете настроить точечно экспозицию, тени, светлые и темные участки, температуру и насыщенность.
Расположите данный фильтр на параллелях или линии горизонта на снимке. После вы сможете с легкостью изменить параметры экспозиции, контрастности, светлых и темных участков.
Помимо изменения основ линейной перспективы — глубины и объемности – вы можете:
- Сделать цветокоррекцию: увеличьте или уменьшите насыщенность и силу оттенков.
- Настроить кривые: осветлите или затемните изображение, повысьте яркость.
- Добавить эффект виньетирования: оформите края любым цветом.
- Произвести ретушь: вы сможете устранить мелкие дефекты или убрать лишние объекты.
- Применить фильтры: в программе есть каталог готовых эффектов. Стилизуйте кадр под винтаж, пленку или любимый фильм, тонируйте картинку или создайте свой фильтр.
- Добавьте популярную зернистость: настройте силу и размер шума.
Взгляните на примеры линейной перспективы в фотографии, обработанные в приложении:
Теплые цвета можно получить вручную или применить фильтр
Инструмент «Геометрия» усилит динамичность и добавит объема
С помощью фильтров увеличьте четкость и резкость
Функции «Дисторсия» и «Изменение пропорций» позволяют добиться идеального результата
Используйте «Штамп», если необходимо скрыть дефект
Теперь вы знаете, что такое линейная перспектива и как этот прием использовать в фотографии. Она позволяет получить впечатляющие результаты, добавить объема и сделать двухмерную плоскость трехмерной. Для обработки результата съемки лучше всего скачать специальную программу. ФотоМАСТЕР предлагает множество функций и инструментов. С ее помощью вы сможете повысить качество изображения, настроить цвета, применить популярные фильтры, и усилить глубину фотоснимка. Скачайте редактор и опробуйте все его функции!
линейная перспектива и ее основы
Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке. В этом нам помогут законы перспективы.
Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улица, уходящая в перспективу.
Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.
Если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.
Перспектива нужна для создания объема, то есть реалистичной картины мира.
Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.
Немного теории
Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.
Перспектива – это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть на плоскости передать глубину. Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее, как изображение, имеющее форму.
Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.
Принципы построения
Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.
• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.
• От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.
• Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.
Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.
Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.
Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.
Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.
Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.
При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.
Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.
Линейная перспектива и ее виды
Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.
Фронтальная перспектива
Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены
Угловая перспектива
Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.
Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.
Для наглядности за пример возьмем рисунок куба. Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
Еще одним методом построения предмета в пространстве – использование трех точек схода. Такую перспективу еще называют вертикальной или наклонной. При таком типе нужно так же искажать вверх предмета в угловой перспективе. Этот способ часто применяют в своих чертежах архитекторы.
В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.
Линейная перспектива поэтапно
Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.
Фронтальная перспектива
Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.
Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс.
Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам.
Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.
Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.
Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.
Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа.
Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.
Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода.
Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.
Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной.
На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра.
Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.
Угловая перспектива поэтапно
Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.
Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.
Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.
Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.
Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.
Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.
Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.
Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.
Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.
Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.
Трехточечная перспектива и ее этапы
При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.
Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.
Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.
От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.
Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.
На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.
Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу».
Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.
Похожие записи
Перспектива изображения
Фото видео студия «Бекар» — все виды профессиональной фото и видео съёмки!
Перспектива (от лат. Perspective) – увиденный сквозь что-либо, ясно увиденный — один из способов изображения объёмных тел на плоскости или на другой поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, формы и чёткости, вызванными расположением в пространстве и степенью удалённости от наблюдателя. Пример перспективы даёт фотография. С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве, для чего в реалистических искусствах используется перспектива« (Большая советская энциклопедия).
Именно передача перспективы позволяет изобразить на плоскости иллюзию окружающего нас мира.
Человеческий глаз, камера-обскура, фото- видео- кино- аппараты имеют одинаковую схему строения: точка зрения находится на расстоянии от изображаемого предмета и проектирующие лучи сходятся в ней, как в центре. Это и есть перспективная (или центральная) проекция.
В связи с этим фотографу и видеооператору, в отличии от живописца, не нужно самому создавать перспективное изображение. Оно формируется окружающим нас миром и фиксируется оптической системой объектива. Вот только возможности оптических систем необходимо использовать творчески, так как перспектива является одним из основных способов формирования композиции, а следовательно, и воздействия на зрителя.
Зрение человека воспринимает удалённые от него объекты уменьшенными. При этом масштабные соотношения позволяют нам представить расположение предметов и фигур относительно друг друга как в реальной жизни, так и на плоскости фотографии или кинокадра и подчиняются строгим геометрическим закономерностям. Если соединить воображаемыми параллельными линиями разновеликие предметы, уходящие вдаль, то при зрительном восприятии эти линии устремятся навстречу друг другу и сойдутся в одной точке — главной точке схода.
Так из реального пространства получается пространство зрительного восприятия, которое называется перцептивным пространством.
Давайте рассмотрим и сравним иллюстрации, показывающие нам один и тот же объект с четырёх разных точек.
Фронтальная композиция
Фронтальная композиция способна передать только высоту и ширину объекта, так как лицевая часть скрывает признаки, по которым зритель может оценить форму самого объекта.
Вид объекта сбоку
Вид объекта сбоку тоже не является перспективным, так как из-за отсутствия третьего пространственного вектора (иллюзия третьего измерения) такой вид даёт характеристику высоты и длины объекта. Изображение, полученное в первых двух случаях, несомненно кажется плоским.
Диагональная композиция
Диагональная композиция позволяет зрителю увидеть высоту, ширину и длину объекта, что позволяет сформировать представление об объёме предмета и передать изобразительную модель пространства.
Диагональная композиция с нижней точки съёмки
Диагональная композиция с нижней точки съёмки позволяет зрителю помимо передней и боковой плоскости объекта увидеть и оценить нижнюю плоскость.
Обе диагональные композиции являются перспективными и составляют наиболее полную изобразительную картину как самого объекта, так и пространства, в котором он находится. Достоверное изображение пространства, в котором развивается событие — элемент, определяющий достоверность образа картинной плоскости в целом, так как характеристика героя, действующего в какой-либо обстановке, влияющей на его поведение, будет неубедительной без демонстрации этой обстановки.
Перспективные сокращения объектов, связанные с уменьшением их размеров по мере удаления от наблюдателя, создают на плоскости иллюзию третьего измерения. Такая перспектива называется линейной и строится она по прямым линиям, соответствующим ходу световых лучей. В большинстве случаев создать на картинной плоскости линейную перспективу помогают объекты с очевидной линейной протяжённостью: лента дороги, мост, телеграфные столбы, железнодорожные рельсы, набережная, бульвар и т. д.
Тональная или воздушная перспектива на картинной плоскости строится на эффекте угасания тональной насыщенности объектов по мере их удаления от наблюдателя. Эффект угасания достигается либо естественным путём (атмосферный слой насыщен частицами тумана, пыли, снега, дождя, дыма), либо искусственным, работающим по тому же принципу. Скрадывание контуров, снижение цветовой насыщенности и изменение тональных соотношений, возникающих в воздушной перспективе, создают живописные свето- и цветотональные композиции и активно выявляют пространственные координаты.
Объекты, находящиеся в границах тональной перспективы, теряют какие-то привычные для зрителя опознавательные признаки. Меняется их фактура, форма передаётся не светотенью, скульптурно выявляющей объёмы, а мягкими светотональными перепадами. Плоскости, линии и контуры становятся главными компонентами композиции.
Немаловажно и то, что в композиции, построенной на основе тональной перспективы, передний план обычно бывает более тёмным. Учитывая, что тональные перепады лучше всего просматриваются при съёмке объектов, имеющих значительные протяжённости в глубину, кадры с ярко выраженной тональной перспективой снимаются общим или средним планом.
Тональная перспектива, как и линейная, является незаменимым способом построения на плоскости модели трёхмерного пространства.
Одним из самых удивительных свойств человеческого глаза является аккомодация — способность глазного хрусталика изменять свою кривизну при переводе взгляда с дальнего рубежа на ближний и наоборот, что позволяет человеку чётко увидеть и отдалённые предметы, и близко расположенные. Именно аккомодация помогает оптической системе человека изменять фокусное расстояние.
На двухмерной плоскости кино- или фото изображения зритель видит объекты, попавшие в зону резкости, и объекты, выведенные из фокуса. Благодаря этому у зрителя возникает иллюзия глубины пространства, называемая оптической перспективой.
В видеосъёмке существует технический приём, позволяющий показать зрителю оптическую перспективу при переводе фокуса с одной зоны картинной плоскости на другую в реальном времени. При этом внимание зрителя переключается на объект, который оказывается в зоне резкости. В фотографии этот приём используется также: размытие маловажных областей снимка позволяет привлечь внимание зрителя к объекту «в резкости».
Обычно переднеплановые детали служат вспомогательным элементом композиции,
но …. творчески грамотно выбранная деталь переднего плана обязательно становится признаком реальной ситуации и приобретает особую выразительность.
В статье «Ритм и правило диагоналей в композиции кадра» мы говорили о том, какими выразительными средствами можно добиться иллюзии движения в кадре. Так вот: применимо к данной статье, диагональные линии на картинной плоскости формируют в кадре так называемую динамическую перспективу.
При этом и в фотографии, и в кинематографе, усилить динамическую перспективу помогут объекты, приближающиеся к объективу вдоль оптической оси, или удаляющиеся от него.
В кинематографе динамическая перспектива также создаётся перемещением камеры во время съёмки. Динамика съёмочного аппарата усиливает иллюзию третьего измерения, потому что при реальном движении точки съёмки зритель видит происходящее действие из различных пространственных положений.
Наши работы
Статьи по теме:
Ритм и правило диагоналей в композиции кадра
Виды съёмочных планов и их практическое применение
Основные элементы композиции кадра и композиционные конструкции
Композиция кадра и правило третей
Виды освещения в фото и видео съёмке и световые схемы
Точка съёмки и ракурс как выразительные средства композиции
Композиционное равновесие
Количество пикселей VS размер матрицы
Монтажные соединения в видеосъёмке
Наглядное позирование
Основы позирования
Тень — незаменимый элемент композиции кадра
Таймлапс — определение и особенности
Панорама — творческий приём в фотографии и кинематографе
© Студия Бекар. Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.
перспектива — с русского на английский
Перспектива — Пер * спек тив, а. [Л. perspicere, перспектива, смотреть сквозь; per + spicere, specere, смотреть: ср. F. perspectif; или с точки зрения Е., n. См. {Spy}, сущ.] 1. Относящиеся к науке о видении или относящиеся к ней; оптический. [Наб.] Бэкон. [1913 Webster] 2.…… Международный словарь английского языка
Перспективная плоскость — Перспектива Перспектива *, a. [Л. perspicere, перспектива, смотреть сквозь; per + spicere, specere, смотреть: ср.F. perspectif; или с точки зрения Е., n. См. {Spy}, сущ.] 1. Относящиеся к науке о видении или относящиеся к ней; оптический. [Наб.] Бэкон. [1913…… Международный коллаборативный словарь английского языка
Перспективная оболочка — Перспектива Перспектива *, а. [Л. perspicere, перспектива, смотреть сквозь; per + spicere, specere, смотреть: ср. F. perspectif; или с точки зрения Е., n. См. {Spy}, сущ.] 1. Относящиеся к науке о видении или относящиеся к ней; оптический. [Наб.] Бэкон. [1913…… Международный коллаборативный словарь английского языка
перспектива — [пəр спектр] прил.[ПЛАВИТЬСЯ; LL перспектива и LT; L perspicere, чтобы просмотреть & LT; per, through + specere, смотреть: см. SPY] 1. перспективы 2. нарисованные в перспективе n. [ME перспектиф & LT; ML (ars) перспектива, перспектива (искусство)] 1. Искусство… Словарь английского мира
перспектива, перспектива — Перспектива — это в первую очередь существительное, относящееся к различным методам представления трехмерных объектов и отношений глубины. Перспектива также относится к изображению или объекту, использующему эту технику: взгляд архитектора на здание.…… Словарь проблемных слов и выражений
перспективная плоскость — существительное Поверхность, на которой рисуется изображение объектов, которые должны быть представлены в перспективе • • • Основная запись: ↑ перспектива… Полезный английский словарь
Перспектива (графическая) — Часть серии статей о… Википедия
перспектива — перспектива, прил. перспективный, прил. бесперспективный, прил. перспективно, нареч./ peuhr spek tiv /, сущ. 1. техника изображения объемов и пространственных соотношений на плоской поверхности. Ср. воздушная перспектива, линейная перспектива. 2. рисунок… Универсал
Книжка с картинками — Книжка с картинками — это популярная форма иллюстрированной литературы, точнее говоря, книга со сравнительно небольшим количеством слов и, по крайней мере, одной картинкой на каждом открытии, популярная в западном мире 20 века. Иллюстрации в…… Wikipedia
Объектив управления перспективой — (a) Если держать камеру ровно, с помощью обычного объектива, снимается только нижняя часть здания.(b) Наклон камеры вверх… Wikipedia
Перспективное искажение (фотография) — в ракурсе. При очень малых значениях (не показаны, поскольку камера находится внутри объекта) световые лучи почти перпендикулярны, в результате чего линии, которые обычно кажутся перпендикулярными, кажутся сходящимися в одной точке. В фотографии и…… Wikipedia
перспективная картинка — с русского на все языки
Перспектива — Пер * спек тив, а. [Л. perspicere, перспектива, смотреть сквозь; per + spicere, specere, смотреть: ср. F. perspectif; или с точки зрения Е., n. См. {Spy}, сущ.] 1. Относящиеся к науке о видении или относящиеся к ней; оптический. [Наб.] Бэкон. [1913 Webster] 2.…… Международный словарь английского языка
Перспективная плоскость — Перспектива Перспектива *, a. [Л. perspicere, перспектива, смотреть сквозь; per + spicere, specere, смотреть: ср.F. perspectif; или с точки зрения Е., n. См. {Spy}, сущ.] 1. Относящиеся к науке о видении или относящиеся к ней; оптический. [Наб.] Бэкон. [1913…… Международный коллаборативный словарь английского языка
Перспективная оболочка — Перспектива Перспектива *, а. [Л. perspicere, перспектива, смотреть сквозь; per + spicere, specere, смотреть: ср. F. perspectif; или с точки зрения Е., n. См. {Spy}, сущ.] 1. Относящиеся к науке о видении или относящиеся к ней; оптический. [Наб.] Бэкон. [1913…… Международный коллаборативный словарь английского языка
перспектива — [пəр спектр] прил.[ПЛАВИТЬСЯ; LL перспектива и LT; L perspicere, чтобы просмотреть & LT; per, through + specere, смотреть: см. SPY] 1. перспективы 2. нарисованные в перспективе n. [ME перспектиф & LT; ML (ars) перспектива, перспектива (искусство)] 1. Искусство… Словарь английского мира
перспектива, перспектива — Перспектива — это в первую очередь существительное, относящееся к различным методам представления трехмерных объектов и отношений глубины. Перспектива также относится к изображению или объекту, использующему эту технику: взгляд архитектора на здание.…… Словарь проблемных слов и выражений
перспективная плоскость — существительное Поверхность, на которой рисуется изображение объектов, которые должны быть представлены в перспективе • • • Основная запись: ↑ перспектива… Полезный английский словарь
Перспектива (графическая) — Часть серии статей о… Википедия
перспектива — перспектива, прил. перспективный, прил. бесперспективный, прил. перспективно, нареч./ peuhr spek tiv /, сущ. 1. техника изображения объемов и пространственных соотношений на плоской поверхности. Ср. воздушная перспектива, линейная перспектива. 2. рисунок… Универсал
Книжка с картинками — Книжка с картинками — это популярная форма иллюстрированной литературы, точнее говоря, книга со сравнительно небольшим количеством слов и, по крайней мере, одной картинкой на каждом открытии, популярная в западном мире 20 века. Иллюстрации в…… Wikipedia
Объектив управления перспективой — (a) Если держать камеру ровно, с помощью обычного объектива, снимается только нижняя часть здания.(b) Наклон камеры вверх… Wikipedia
Перспективное искажение (фотография) — в ракурсе. При очень малых значениях (не показаны, поскольку камера находится внутри объекта) световые лучи почти перпендикулярны, в результате чего линии, которые обычно кажутся перпендикулярными, кажутся сходящимися в одной точке. В фотографии и…… Wikipedia