Товаров: 0 (0р.)

Роль взрослого в развитии общения дошкольников со сверстниками: факторы и стратегии

Как взрослые могут помочь детям научиться эффективно общаться со сверстниками. Какие факторы влияют на развитие общения дошкольников. Какие стратегии может использовать взрослый для формирования коммуникативных навыков детей.

Факторы, влияющие на развитие общения дошкольников со сверстниками

Развитие общения дошкольников со сверстниками зависит от нескольких ключевых факторов:

  • Возраст и уровень развития ребенка
  • Индивидуальные особенности темперамента
  • Опыт общения в семье
  • Условия воспитания в детском саду
  • Наличие братьев и сестер
  • Стиль общения и поведение взрослых

Понимание этих факторов помогает взрослым выстраивать правильную стратегию развития коммуникативных навыков дошкольников.

Почему одного наличия других детей недостаточно для развития общения

Многие родители полагают, что для развития общения ребенку достаточно просто находиться среди других детей, например, в детском саду. Однако исследования показывают, что этого недостаточно. Почему?


  • Без помощи взрослых дети часто не умеют правильно взаимодействовать
  • Общение может сводиться к конфликтам из-за игрушек
  • Дети не всегда способны самостоятельно организовать совместную деятельность
  • Навыки эмпатии и взаимопомощи требуют целенаправленного развития

Поэтому ключевую роль в становлении полноценного общения играет правильная организация взаимодействия детей взрослыми.

Два основных пути влияния взрослого на общение дошкольников

Существует два основных способа, которыми взрослый может помочь развитию общения дошкольников со сверстниками:

  1. Организация совместной предметной деятельности детей
  2. Формирование субъектного взаимодействия между детьми

Рассмотрим подробнее каждый из этих путей и их эффективность.

Организация совместной предметной деятельности: плюсы и минусы

Организация совместной предметной деятельности подразумевает, что взрослый создает условия для совместной игры детей с игрушками и предметами. Однако исследования показывают, что для младших дошкольников этот путь малоэффективен. Почему?


  • Дети сосредотачиваются на игрушках, а не друг на друге
  • Преобладает индивидуальная, а не совместная игра
  • Общение часто сводится к попыткам отобрать игрушки
  • Игрушка «закрывает» для ребенка личность сверстника

Таким образом, простого наличия игрушек недостаточно для развития полноценного общения между детьми.

Формирование субъектного взаимодействия: эффективный путь

Более эффективным является путь формирования субъектного взаимодействия между детьми. Что это означает на практике?

  • Взрослый целенаправленно привлекает внимание детей друг к другу
  • Демонстрирует достоинства и положительные качества сверстников
  • Учит детей обращаться друг к другу по имени
  • Хвалит за проявления доброжелательности
  • Предлагает повторить действия другого ребенка

Такой подход помогает детям «открыть» друг друга как личностей и научиться полноценному общению.

Конкретные приемы формирования субъектного взаимодействия

Какие конкретные приемы может использовать взрослый для формирования субъектного взаимодействия между детьми?


  • Организация совместных игр без предметов (хороводы, подвижные игры)
  • Чтение и обсуждение историй о дружбе
  • Моделирование позитивного общения
  • Обучение способам выражения эмоций
  • Поощрение взаимопомощи между детьми
  • Организация совместных творческих занятий

Регулярное использование этих приемов помогает детям научиться эффективно общаться друг с другом.

Роль взрослого в разрешении конфликтов между детьми

Неизбежной частью общения дошкольников являются конфликты. Какова роль взрослого в их разрешении?

  • Обучение детей способам мирного разрешения конфликтов
  • Помощь в выражении своих чувств и понимании чувств других
  • Поиск компромиссов и взаимовыгодных решений
  • Моделирование конструктивного поведения в конфликте
  • Обсуждение конфликтных ситуаций после их разрешения

Грамотные действия взрослого помогают детям научиться самостоятельно разрешать конфликты в будущем.

Создание благоприятной среды для развития общения

Помимо непосредственного влияния на общение детей, взрослый может создавать благоприятную среду для его развития. Как это сделать?


  • Организация пространства для совместных игр
  • Подбор игрушек, стимулирующих совместную деятельность
  • Чередование различных форм организации деятельности детей
  • Поддержание доброжелательной атмосферы в группе
  • Личный пример позитивного общения

Создание такой среды стимулирует развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Учет возрастных особенностей при развитии общения

При развитии общения дошкольников важно учитывать их возрастные особенности. Какие ключевые моменты нужно иметь в виду?

  • 3-4 года: преобладает эмоционально-практическое общение
  • 4-5 лет: появляется интерес к деловому сотрудничеству
  • 5-7 лет: возрастает значение личностного общения

Понимание этих особенностей помогает выбрать наиболее эффективные стратегии развития общения на каждом возрастном этапе.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *