|
||
Ответить |
|
#1
|
|
Профилактика и ремонт неисправностей вентиляторов -
31.10.2010, 22:15
Начал шуметь и дребезжать какой-то из вентиляторов внутри системного блока? Кто-то может сказать: «Пустяки, дело житейское», — но это отнюдь не пустяки. От качественной работы такой пустяковой и дешевой, на первой взгляд, детали зависит очень много.
Здоровье процессора, винчестера и блока питания напрямую связано с их охлаждением. Надеюсь не надо объяснять сколько беды может наделать блок питания в момент выхода из строя. Или насколько могут быть ценными данные, которые пропадут вместе с перегревшимся винчестером. Поэтому подбору и качественной работе вентиляторов надо уделять большое внимание. Так как же помочь заболевшему «карлосону»? Любую болезнь гораздо легче предупредить, чем потом лечить – это правило касается не только человеческого здоровья, но и применимо к любой сложной технике. Поэтому важна регулярная профилактика. Начинать ее надо с самых простых вещей. Как в случае с человеком, для компьютера чистота – залог здоровья. Раз в полгода, а если системный блок стоит на полу или работает в офисе — то чаще, необходимо заглядывать внутрь и наводить порядок. Для профилактики вентиляторов необходимо запастись старой зубной щеткой или жесткой кисточкой, масленкой, а так же пинцетом и отверткой. Скопившаяся на лопастях пыль ухудшает аэродинамику и вызывает разбалансировку ротора. Из-за вибрации начинает сильнее изнашиваться подшипник вентилятора. Пыль также попадает на ось ротора и ускоряет процесс износа подшипника. Чистку вентилятора лучше производить полностью сняв его. Дело в том, что если вентилятор прикручен, то до внутренней поверхности лопастей, на которых скапливается основное количество пыли добраться бывает невозможно. При чистке сильно загрязненных системных блоков не обойтись и без пылесоса. Удаляем пыль с лопастей и с рамы вентилятора. Необходимо прочистить и решетку вентилятора на корпусе. Чистка от пыли Вентиляторы для компьютеров делятся на два класса, по виду подшипников. Первый — это так называемые Ball Bearing – вентиляторы, у которых ротор поддерживается шарикоподшипниками. Они, как правило, имеют длительный срок службы и в каком-либо уходе в течение всего этого срока не нуждаются. Хотя бывают случаи, когда в вентиляторах попадаются разбитые шарикоподшипники – они при работе издают очень характерный металлический скрежет и иногда даже заклинивают. Способ ремонта тут один – менять подшипник. Практически во всех компьютерных вентиляторах они используются одного типоразмера и найти замену бывает довольно просто. Тут уже стоит определиться с необходимостью этого самого ремонта. Если застучал, заскрипел обычный дешевый 80мм вентилятор – то куда проще взять вместо него другой такого же размера, не тратя время на ремонт и чистку. Если же заболел дорогой «Карлсон», например, нестандартного вида процессорный или имеющий дополнительные возможности такие как подсветка или автоматическая регулировка оборотов – то тогда имеет смысл его не выбрасывать, а привести в нормальное состояние. Вторая разновидность вентиляторов — это так называемые Sleeve Bearing — ротор которых опирается на бронзовую втулку, играющую роль подшипника. За такими вентиляторами нужен особый регулярный уход. Такие подшипники скольжения хорошо работают только тогда, когда в них есть смазка. Часто дешевые вентиляторы изначально с завода идут без смазки. Поэтому перед установкой нового вентилятора надо не полениться и посмотреть на состояние подшипника, если необходимо капнуть в него капельку другую масла. Можно использовать обычное бытовое смазочное масло, но как показывает практика, его хватает ненадолго. Густые смазки типа, салидола или графитовой смазки тоже применять не рекомендуется – они увеличивают трение и со временем густеют еще сильнее. Лучший вариант для смазки – моторное масло. Оно в меру густое, долго не высыхает. Для смазки необходимо отклеить наклейку, снять резиновую крышку, закрывающую ось и капнуть туда пару капель масла. Если вентилятор не новый, тогда перед смазкой необходимо снять ротор и тщательно протереть ось и втулки от старой смазки. Дело в том, что старая смазка зачастую бывает перемешана с пылью и может обладать абразивными свойствами. Чтобы снять ротор надо пинцетом акуратно удалить стопорную шайбу. Будьте внимательны, эта шайба постоянно норовит отскочить в неизвестном направлении и потеряться. Перед тем как снять пропеллер, надо удалить стопорную шайбу Еще есть вентиляторы с комбинированным подвесом. Они являются плодами китайской экономической мысли. Экономической — в смысле «На чем бы еще сэкономить». В таких вентиляторах ось ротора с одной стороны поддерживается шарикоподшипником, поэтому на нем красуется гордая надпись Ball Bearing, как на дорогих моделях. С другой стороны ось поддерживается обычной втулкой. Второй шарикоподшипник в целях удешевления не поставили. Эти вентиляторы суммируют в себе недостатки обоих типов подвески. Маленькие вентиляторы диаметром 30-40мм требуют особого внимания. На дешевых видеокартах они попадаются с пластмассовой осью ротора. Изнашивается она и заклинивает гораздо чаще. От таких вентиляторов желательно просто избавляться, устанавливая по возможности пассивное охлаждение. Если его недостаточно, то можно в боковой стенке напротив видеоплаты сделать отверстие и установить в него нормальный вентилятор размером 80-120мм, чтобы он обдувал радиатор. Вообще, если есть такая возможность, лучше, там где возможно, применять вентиляторы размером 120мм. Они, работая на низких оборотах, создают достаточный для охлаждения воздушный поток и при этом практически не шумят. Что же делать, если вентилятор даже после полной чистки и смазки все равно не вращается? Теперь от механики надо переходить к электрической части. Электрическая схема довольно простая. На роторе находится кольцевой магнит, на статоре, как правило, четыре катушки, которые по очереди подключаются к источнику питания и создают вращающееся магнитное поле, раскручивающее ротор. Управляет переключение катушек небольшая микросхема. В ней есть так называемый датчик Холла (элемент чувствительный к магнитному полю) и схема переключающая катушки. Мотор вентилятора Чаще всего, в том что лопасти не крутятся виновата именно она. Случаи, когда сгорают обмотки, случаются крайне редко. Целостность катушек легко выяснить при помощи обычного тестера. Такую микросхему можно попробовать купить в радиомагазинах или куда проще, быстрее и дешевле снять с другого вентилятора. Если точно такой же микросхемы найти не удается – не беда. Надо аккуратно переставить на другой вентилятор всю плату управления вместе с катушками. Они легко снимаются. Главное проверить чтобы были одинаковыми диаметры и высота магнитной системы на статоре. Перестановка двигателя с дешевого 80мм вентилятора на дорогую 120-ку Часто встречается очень коварная неисправность. Вентилятор имеет так называемую мертвую зону. При подаче напряжения в большинстве случаев лопасти начинают нормально вращаться. Но если ротор установить в определенное положение (он попадает в эту так называемую мертвую точку), то при подаче питания вентилятор будет только слегка подергивать лопастями, но так и не раскрутится. Чтобы найти такую точку нужно включить вентилятор и, дав ему слегка раскрутиться, притормаживать его вращение пальцем. После нескольких остановок найдется такое положение ротора из которого вентилятор не сможет раскрутиться самостоятельно. Его надо заводить с толкача. Эта неисправность вызвана обрывом одной из магнитных катушек или же частичным выходом из строя микросхемы управления. Такой коварный вентилятор лучше сразу заменить целиком или отремонтировать вышеприведенным образом. Неприятностей от него может быть много. Чтобы снизить риск выхода из строя вашего компьютера от перегрева, не забывайте про такую пусть и дешевую, но очень важную деталь системного блока как вентилятор. Удачной работы и веселых развлечений! P.S. Для вентиляторов с подшипником скольжения (sleeve, втулка) хорошие результаты также дает жидкая силиконовая смазка, поскольку она более устойчива к высыханию/вытеканию — особенно при повышенных температурах (например, в БП). Также иногда удается заменить смазку в подшипниках качения (ball). Для этого необходимо сначала удалить старую смазку. В силу конструктива защитных пластин подшипников, без их разборки это можно сделать только под давление. Необходимо запастись медицинским шприцем на 10-20куб.см, несколькими эластичными трубками и растворителем (допустимо применить ацетон, керосин, даже нитрорастворитель). Сначала плотно затыкает внутреннее отверстие подшипника (ПШ), затем подбираем эластичную трубку, которая плотно надевается на внешнее кольцо ПШ и на шприц (использовал термоусадочные). При этом не забываем про средства защиты при работе с реактивами, если трубка под давлением вдруг соскочит. Плавно нажимая на поршень шприца, промываем внутренности ПШ несколькими «кубиками» растворителя, затем точно так же продуваем двумя объемами воздуха из шприца, удаляем остатки растворителя. Теперь можно заполнить ПШ новой смазкой по той же технологии. Смазку лучше выбирать жидкую, подходят некоторые виды индустриальных масел (использую И-20, «промывка» для авто). Поскольку излишек смазки вреден, часть масла также выдавливаем шприцем с воздухом. Так можно «подарить» исправному ПШ еще несколько тысяч часов жизни и временами частично избавиться от его шума. источник
Linkum
|
|
#2
|
|
Вес репутации:
0
Регистрация: 27.02.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 7,302
Сказал(а) спасибо: 578
Спасибок 2,623
в 1,832 сообщениях |
31.10.2010, 23:52
Полезная инфо, осталось только собраться и найти время для глобальной чистки...
А пылесосом всё же лучше пользоваться только "снаружи" корпуса... а то можно и повредить какие-нибудь детали... |
#3
|
|
01.11.2010, 18:07
Я тоже почему-то против применения пылесоса для чистки системника. Где-то мелькала информация, что поток воздуха сильно электризуется статическим электричеством, а многие элементы материнской платы и других компонентов боятся статики... Глобальную чистку тоже готовлю, как раз два дня относительно свободных выдастся... Заодно и дополнительный ветродуй попробую в системник воткнуть.
|
|
#4
|
|
01.11.2010, 22:50
Вчера попробовал открыть один из своих Glacial Tech - смазка очень жидкая, но на месте, несмотря на достаточно долгий срок эксплуатации. Вместо силоксановой или силиконовой смазки думаю попробовать ( если найду! )морозостойкую смазку от холодильных компрессоров.
|
|
#5
|
|
01.11.2010, 23:11
Цитата:
Сообщение от Psycho
... Вот если бы у них и моторы были получше...А то бывает трещат...
Linkum
|
|
Ответить |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|