Товаров: 0 (0р.)

Акварелисты великие: Акварель и акварелисты. — Искусство

Содержание

Акварель и акварелисты. — Искусство

 

http://www.liveinternet.ru/users/4605275/post338390274/Акварель – ( от франц. aquarelle – водяной, от лат. aqua – вода) краска для живописи. В ее состав входят мелко растертый пигмент, и легко растворимые в воде клеи растительного происхождения – гуммиарабик и декстрин. Мед, сахар и глицерин удерживают влагу.

 

Акварель – легка, прозрачна, вместе с тем сложна. Не терпит исправлении. Краска эта известна с древнейших времен. Их применяли в древнем Египте, древнем Китае и в странах античного мира.Акварель нуждается в особой, пористой бумаге. Она была изобретена в Китае. Краска легко впитывается в нее. Но сложность в прозрачности — нельзя перекрыть один цвет другим — смешаются. Испоравить ошибку невозможно, разве что обыграть нечаянно появившееся пятно. Различают акварель «по-мокрому» и акварель «сухой кистью». Я люблю первый прием. Он носит еще название «а ля прима». Она легче, прозрачнее.

 

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Одним из художников Ренессанса, добившихся больших успехов в акварельной живописи был Альбрехт Дюрер. Примером тому может послужить его работа «Заяц».

 

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Заяц

 

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Примула обыкновенная, 1503. Вашингтон, Национальная Галерея Искусств


В XVIII—XIX века благодаря Томасу Гёртину и Джозефу Тёрнеру акварель стала одним из важнейших видов английской живописи.

 

Томас Гёртин (Thomas Girtin), английский художник (1775-1802) Руины замка Савой

Томас Гертин – молодой художник, умер в возрасте 27 лет, но его по праву называют выдающимся художником. Он очень быстро выработал свой стиль: отметая некоторые старые каноны, убирая ограниченное в рисунке, стал отказываться от разработки переднего плана, стремился запечатлеть незамкнутое пространство, стремясь к панорамности.

 

Тёрнер. Внутренний двор церкви Kirkby Lonsdale

Акварелист Джозеф Тернер также постоянно совершенствовал свою технику, изучал природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве и художников-пейзажистов.

Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге.

Первое имя в летописи русской акварели — Петр Фёдорович Соколов.

Он исполнял портреты своих современников.

 

Акварельная живопись Петербурга и России достигла исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Во времена, когда ещё не было фотографий, быстрота исполнения, минимальное количество утомительных сеансов позирования, воздушность колорита – во всем этом нуждалось русское общество. И поэтому, именно акварель пользовалась успехом в высших и средних его слоях.

 

 

 

Эдуард Петрович Гау. Гатчинский дворец НИЖНИЙ ТРОННЫЙ ЗАЛ. 1877

Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Иван Билибин.

 

 

 

Врубель

 

В.Серов Портрет И.Репина

 

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). На берегу реки. Карандаш, акварель

Важным этапом в развитии русской акварели стала организация в 1887 году «Общества русских акварелистов», возникшего из кружка акварелистов. Регулярные акварельные выставки, создание «Общества русских акварелистов» (1887) способствовали широкому распространению техники, повышению ее статуса. Программа Общества не имела идеологической направленности, в его составе мирно уживались представители разных направлений, объединенные увлеченностью искусством акварели. Его первым председателем был избран А. Н. Бенуа. Общество вело активную выставочную деятельность, проведя за 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. Его членами были А. К. Беггров, Альберт Бенуа, П. Д. Бучкин, Н. Н. Каразин, М. П. Клодт, Л. Ф. Логарио, А. И. Мещерский, Е. Д. Поленова, А. П. Соколов, П. П. Соколов и другие.

 

Александр Бенуа (1870-1960). Римский капитолий. Карандаш, акварель и гуашь на бумаге.

АЛЕКСАНДР БЕГГРОВ Галера. Тверь. 1867.

 

Задачу сохранения и передачи традиций акварельной школы начала XIX века и подготовки почвы для нового взлета акварели «Общество русских акварелистов», несомненно, выполнило. Акварель снова начали воспринимать как самостоятельную, обладающую собственным языком область изобразительного искусства. Многие представители Общества стали учителями для следующего поколения художников.

Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866—1924), Ивана Билибина (1876—1942), Константина Сомова (1869—1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871—1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877—1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.

 

Лев Самойлович Бакст. Танцовщица из балета Жар-птица . 1910. Акварель.

 

Иван Билибин

 

К. Сомов. Купальщицы. 1904. Бумага, акварель.

 

Александровский дворец в Детском Селе (акварель) П А Остроймова-Лебедева

 

Волошин

Среди крупнейших мастеров-акварелистов XX века Н. А. Тырса, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, С. Е. Захаров, М. А. Зубреева, А. С. Ведерников, Г. С. Верейский, П. Д. Бучкин, В. М. Конашевич, Н. Ф. Лапшин, В. В. Лебедев, Г. К. Малыш, А. Н. Самохвалов, С. И. Пустовойтов, В. А. Ветрогонский, В. С. Климашин, В. К. Тетерин, А. И. Фонвизин и другие.

 

Тырса Н.А. Портрет Анны Ахматовой. 1928 Бумага, черная акварель

 

 

А.А.Дейнека

 

Захаров С.Е. Вечер в Чернавино 1976. Бумага, акварель.

 

В.Конашевич. «Желтые георгины» (бумага, акварель)

 

Малыш Гавриил Кондратьевич

 

Художник Н. Ф. Лапшин (1888-1942). «Зима. Адмиралтейство». 1938 г. Бумага, акварель.

 

С.И.Пустовойтов. Софийский собор XI в. 1968 г. Акварель, бумага

 

Фонвизин Артур Владимирович

 

Л. С. Герасимов (акварель)

 

Анатолий Зверев.

В настоящее время существует множество художников, работающих в технике акварельной живописи. Их работы отличаются, но есть и много общего – кажущаяся простота и легкость исполнения, воздушность.
В 1998 году было создано «Общество акварелистов Санкт-Петербурга».

 

Константин Кузема

Справочник. АКВАРЕЛИ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ,http://www.artap.ru/slovar_…
http://st-orange-r.ru/art1….

Реализм в акварели — интервью с Питером Кэри

Наше первое интервью посвящено мастеру акварельного реализма Питеру Кэри, чья работа “Покачивание в Тахо” (“Swinging in Tahoe”) изображает не только предмет вдохновения, но и необычную перспективу. Наслаждайтесь и следите за новыми интервью с художниками с обложек серии!

Спасибо за участие в интервью, Питер Кэри! Каково вам оказаться на обложке Splash 17?

Потрясающе. Это огромная честь для меня, я рассказываю об этом всем, кому только возможно. Многие мои друзья купили эту книгу.

Есть ли у вас какие-нибудь истории, связанные с изображением на обложке, и как оно повлияло на вашу творческую карьеру?

Пока что я использую его для продвижения в творческой карьере и на данный момент ищу художественную галерею для своей выставки. Думаю, что обложка поможет мне осуществить задуманное.

Вы постоянно участвуете в художественных конкурсах?

Да, еще как. И многие художники, которые намного известнее меня, поступают точно также. Их картины оценивают по тем же условиям конкурса, как и мои, а эти люди, между прочим, выдающиеся акварелисты страны. Поэтому мне приятно осознавать, что я поступаю правильно, участвуя в них.

Какая история стоит за вашей картиной?

Обычно каждое лето мы с женой ездим на озеро Тахо. Мы прогуливались вдоль берега и наткнулись на детскую площадку с прочными качелями для взрослых. Я сфотографировал, как жена качается на них, и когда посмотрел на фотографии, понял, что один снимок мне придется написать. Цепи, на которые крепилось сидение, были покрыты ярко-желтым пластиком, я сделал их серебряными. Во всем остальном картина довольно точно передает снимок. Небо я рисовал распылителем. Брызги наносились в множество слоев, пока на небе не получился плавный переход от светлого к темному. Я прикрыл набросок жены, чтобы оставить немного белой бумаги для световых эффектов. 

В “Покачивании в Тахо” важную роль играет необычная перспектива? Была ли она вашей целью в начале работы над картиной?

Да и нет. У меня была цель: запечатлеть чувство свободы, чувство полета, детского веселья. 

Как долго вы пишите акварелью?

Я пишу около 25 лет. Я рисовал в детстве, но потом увлекся фотографией, будучи подростком. Я снова занялся рисованием, когда моя дочь стала постарше и начала играть с красками. Так я и вернулся в это дело. 

Когда и как вы стали профессиональным художником?

Я бы не назвал себя профессиональным художником. Это значило бы, что я полностью обеспечиваю себя, занимаясь одним искусством, а это пока что не так. Я зарабатываю немного денег на продаже картин и гравюр, но этого мало для содержания семьи.

Как вам удается писать картины и при этом заниматься другой работой?

На другой работе, не связанной с искусством, у меня бывают и завалы, и свободные дни. Если работы немного, то иногда у меня есть месяц, за который я могу начать и завершить две картины, работая в среднем по 4-5 часов в день. Я очень стараюсь найти время на рисование, даже когда на работе полный завал. Даже час в день лучше, чем ничего, потому что это входит в привычку, ты «видишь» то, что должно быть выполнено красками. Если не рисовать неделю, то нужно время, чтобы вернуться к привычке.

Что больше всего вы любите рисовать?

Людей в различных ситуациях, например, людей в городе, людей, гуляющих под дождем и т.д.

Пьенца | Питер Кэри | акварель на художественном картоне | 16″ x 20″

Как бы вы описали свой стиль?

Акварельный реализм.

Над чем вы работаете в данный момент?

Я завершаю заказ, портрет одной пары, фотография которой была сделана где-то в 1985 году. Потом у меня есть 2-3 снимка с недавней поездки в Италию, я их собираюсь написать. Одна из картин будет экспериментальной, с едва уловимой ссылкой на Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице». Другая будет традиционной картиной с парнем, играющим на аккордеоне за деньги недалеко от Пантеона в Риме. Еще я до сих пор вожусь с “Вигвам-мотелем” (“Wigwam Motel”, ниже)… с правой стороны чего-то не хватает, я собираюсь поместить ее в тень, чтобы создать баланс. 

Вигвам-мотель (незавершенная работа) | Питер Кэри | акварель на художественном картоне | 18″ x 25″

 Что вас вдохновляет?

Старые мастера: Караваджо, Уинслоу Хомер, Джон Сингер Сарджент, Максфилд Пэрриш, Джотто ди Бондоне, Эдвард Хоппер, и это не весь список! 

Как вы справляетесь с творческими трудностями?

Я смотрю, как другие художники, которые сильнее меня, справлялись с этим. У меня дома много книг по искусству, поэтому я беру книгу о М.К. Эшере или о поп-арте и разглядываю картинки. В интернете также есть много интересного.

Как вы бросаете себе вызов, будучи художником?

Берусь за трудные проекты и портреты на заказ, которые, как я знаю, будут для меня испытанием. Но, в основном, завершение работы — вот что самое сложное!

Можете дать какой-нибудь совет акварелистам, как им самосовершенствоваться?

  1. Ничто не сравнится с практикой. Что вы теряете, пытаясь нарисовать что-то? Вы же не хирург.
  2. Запишитесь на занятия по рисунку и практикуйте его.
  3. Посещайте галереи и черпайте вдохновение для своей следующей картины.

И последнее, как вы считаете, почему искусство имеет огромное значение для всех нас?

Оно позволяет нам соприкоснуться с красотой. Оно учит нас человечности.

Венеция | Питер Кэри | акварель на художественном картоне | 20″ x 24″

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:

 

Магия акварели | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Третьяковская галерея выражает признательность Анатолию Ивановичу Новикову за финансовую поддержку выставки.

Выставка графики из фондов Третьяковскои галереи, открытая в Лаврушинском переулке до ноября этого года, представляет более 350 произведений русскои акварели XVIII-XX веков, среди которых — и хорошо известные шедевры, и работы, не знакомые широкому кругу зрителей.

Акварель — одна из самых сложных и загадочных художественных техник. Секрет ее, на первый взгляд, достаточно прост: растворенные в воде очень мелко растертые частицы пигмента создают прозрачный красочный слой, проницаемый для световых лучей, которые, отражаясь от белой поверхности бумаги, повышают интенсивность звучания цвета. Но тайна обаяния, неизменной привлекательности акварельной техники, ее вечной молодости и актуальности остается неразгаданной. Свободное перетекание тонов, мягкость переходов и насыщенность колористических созвучий, активная роль бумаги, ее тона и фактуры — все это сообщает акварели ни с чем не сравнимые очарование и изысканность. Почти не допускающая переделок и правок, эта техника требует от художника особой чуткости, верности глаза и руки, виртуозного владения цветом и формой. Настоящему мастеру она дает возможность бесконечного разнообразия эффектов.

Историческая картина развития техники сложна. Она не складывается в единый поступательный эволюционный процесс, хотя общая тенденция, направленная на осознание особенностей пластического языка, формирование эстетики, отличной от других видов живописи, прослеживается достаточно определенно. В работе акварелью предельно раскрывается темперамент художника, обнажается самый нерв его творческой индивидуальности — чувство цвета, степень и характер колористической одаренности. Именно поэтому история акварели демонстрирует обилие направлений, богатство самостоятельных манер, стилей и почерков, будто соревнующихся в своей неповторимости. Наряду с яркими достижениями больших мастеров, обозначающими вершины ее возможностей, чрезвычайно важна и общая культура акварели, создаваемая трудами широкого круга профессионалов, а иногда и просто любителями и отражающая мироощущение поколения.

История акварели в России начинается с XVIII века — ею пользовались при «иллюминировании» гравюр и архитектурных проектов. На выставке в ГТГ можно увидеть несколько редких, наиболее ранних анонимных образцов подобного прикладного применения этой техники. В конце столетия акварель становится уже самостоятельным видом искусства, обладающим собственными средствами выразительности и художественным языком.

Техника акварели пришла в Россию, как и во многие страны Европы, из Англии. В практике английской акварели сложилась определенная система приемов работы «по-мокрому». Краска наносилась широкой заливкой. Общий тон подчинял себе остальные цвета — художественное впечатление строилось на постепенных, едва уловимых тональных переходах. Наиболее ранними примерами этой «английской манеры» могут послужить акварельные видовые ландшафты М.М. Иванова, а также редкая для своего времени по жанру работа Г.И. Скородумова «Портрет И.И. Скородумова» (1790-е), представляющая особый интерес, поскольку ее автор долгое время жил в Англии и воспринял технику английской акварели в наиболее чистом виде.

Родиной разновидности акварели, получившей распространение чуть позже, была Италия. В итальянской акварели художник пишет «по-сухому». Тона накладываются один на другой постепенно, после просыхания предыдущего слоя, мазками, градации цвета усиливаются от светлого к темному. Итальянскую акварель отличали звучное многоцветие, пластичность, яркость и напряженность колорита. Проводниками «итальянской манеры» стали члены обширной русской художественной колонии в Риме, пенсионеры Академии художеств, и прежде всего — К.П. Брюллов.

Большую роль в развитии акварели в России играл пейзажный жанр. Здесь наряду с произведениями, исполненными исключительно акварелью, показательны и работы, сочетающие акварель с гуашью — «Вид Царскосельского парка» (1793) Ф. де Мейса, «Мельница и башня Пиль в Павловске» (не ранее 1797) С.Ф. Щедрина, а также гуаши с «эффектом акварели», например «Пруд в парке Царского Села» (начало 1810-х) А.Е. Мартынова. Они демонстрируют происходивший на рубеже веков процесс осмысления различий свойств водорастворимых красок, их взаимодействия с бумагой. Важной линией в формировании акварельного пейзажного жанра стали архитектурные виды и фантазии — ведуты, — исполненные архитекторами. Среди такого рода произведений гордость коллекции ГТГ — «Итальянский пейзаж. Рим» (1762—1764) В.И. Баженова, «Казанский собор в Петербурге» (1800) А.Н. Воронихина, «Пейзаж с руинами» (1800-е) Дж. Кваренги. Блестящим мастером ведуты, родоначальником городского пейзажа в России был Ф.Я. Алексеев. Его листы «Вид на Михайловский замок в Петербурге» (1799—1800), «Вид на Казанский собор» (1810-е) отличает изящество техники. Прозрачные жемчужные оттенки цвета, совершенство архитектурных форм, мастерски расставленные цветовые акценты стаффажных фигурок придают запечатленным ансамблям очарование и гармонию идеала. Традиции Алексеева продолжил его ученик М.Н. Воробьев, создавший один из самых проникновенных образов Петербурга в русском искусстве. В его рисунках из путешествий, предпринятых для «снятия видов», топографическая точность сочетается с удивительной свободой, эмоциональность манеры исполнения — с крайней условностью художественного языка.

Акварельный пейзаж получил широкое распространение как в кругу профессиональных художников, так и среди любителей. Экспозиция впервые представляет малоизученный еще пласт альбомной акварельной культуры — графику К.И. Кольмана, Н.К. Гампельна, Н. Куртейля, Н.И. Тихобразова. Любительское рисование в целом и акварель в частности — существенная составляющая искусства начала XIX века. Из среды художников-любителей выходят такие крупные мастера, как П.А. Федотов и Ф.П. Толстой. Особое обаяние ранним акварелям Федотова (парные портреты супругов Колесниковых, 1837; «Прогулка», 1837; «Переход егерей вброд на маневрах», 1844) сообщают непосредственность, искренность, которые выдают путь «самообразования» их создателя. В его знаменитых сепиях безупречность исполнения выводит бытовую зарисовку из области любительского досуга в один из важных жанров изобразительного искусства.

Работы Толстого — неожиданный поворот в развитии акварели. Они достаточно условно могут быть причислены к этой технике: художник сам растирал и готовил краски, которые представляли собой нечто среднее между гуашью и акварелью. Авторские краски позволяли использовать преимущества обеих техник — работать и корпусными мазками, и тончайшими лессировками.

Интенсивность и плодотворность развития акварели зависела от степени ее востребованности, от того, насколько ее язык соответствовал эстетическим категориям эпохи. В эпоху романтизма акварель впервые по-настоящему обретает самостоятельность. В ранг ведущего жанра того времени был выведен портрет. Порой кажется, что художественные образы, созданные мастерами первой половины XIX века не только воплотили, но и сформировали представления об идеале эпохи — душевный строй модели, сам ее облик, манеру поведения.

Акварельный портрет первой половины XIX столетия составляет самостоятельный раздел экспозиции, в котором это явление рассматривается в динамике. Ранние работы родоначальника жанра П.Ф. Соколова раскрывают свое происхождение от портретной миниатюры — в характерном малом формате, овальной композиции, особой трактовке пространства листа. Со временем эта связь утрачивается, изображение осторожно осваивает всю плоскость бумажного листа, мазок становится широким, свободным и разнообразным, краски — прозрачными, легкими. Выполненные за один сеанс, работы Соколова 1820-х — начала 1830-х годов полны тонкого обаяния дружеского диалога между художником и моделью. Достижения мастера вдохновляют большой круг последователей, достаточно широко представленный на выставке работами В.И. Гау, А.Д. Надеждина, М.Н. Алексеева, И. Алексеева, А.М. Воробьева, К.С. Осокина. Осваивая и варьируя соколовские приемы, художники создали галерею образов, настолько стилистически родственных, что в совокупности они воспринимаются как портрет прекрасной классической эпохи, в культуре которой искусство акварельного портрета возникло, расцвело и ушло безвозвратно вместе с поколением, чей образ оно так бережно сохранило.

Другая самостоятельная линия акварельного портрета представлена творчеством братьев Александра и Карла Брюлловых. Скромному обаянию моделей Соколова противостоят поза, артистический жест постановочных картинных брюлловских портретов, всегда, даже при камерных задачах, сохраняющих репрезентативность. Характеристика модели у Брюллова поддержана многоголосием аксессуаров: узором переливчатых складок тканей, ажурным рисунком кружева, игрой фактур. Гордость собрания Третьяковской галереи — шедевры кисти К.П. Брюллова: большие парадные портреты Г.Н. и В.А. Олениных (1827), М.И. Бутеневой с дочерью Марией (1835). Мастер жанровых сцен и пейзажей, Брюллов виртуозно вводит их элементы в портрет. Такая форма и усложняла живописную задачу, и одновременно позволяла в полной мере проявиться мощному колористическому дару художника, раскрепощала его «пылкий художнический темперамент и плодовитое воображение»[1]. Характеристика акварельного творчества К.П. Брюллова была бы неполной без показа столь любимых современниками художника итальянских сценок — «перлов его фантазии и гениальной кисти»[2]. На выставке экспонируется целая «сюита» маленьких веселых и беззаботных итальянских жанров мастера, в которых он чувствовал себя свободным от академических канонов. Художник добился здесь нарядной «средиземноморской» звучности цвета, умело гармонизировал сложные колористические аккорды, достиг предельной интенсивности красок и почти картинной выверенности и завершенности[3].

Уникально акварельное наследие А.А. Иванова. Это непревзойденный еще рубеж мастерства владения техникой и абсолютное выражение ее сути. К акварели художник обратился, обладая уже большим опытом в живописи маслом. Даже первые его графические работы («Жених, выбирающий серьги невесте», 1838; «Октябрьские праздники в Риме», 1842) поражают смелостью и совершенством. Чувствуется восторг художника перед открывшимися возможностями. Для Иванова акварель — это техника живописных исканий, обретения нового цветового и светового решения пространства. Написанные быстро, «на одном дыхании» натурные пейзажи середины 1840-х — 1850-х годов («Море у берегов Неаполя», «Лодки», «Вода и камни»), позволяют зрителю прочувствовать процесс рождения изображения от первого и до последнего движения кисти.

Тема многих акварелей Иванова — солнечный свет. Словно осознавая уникальность художественной задачи, мастер отмечал произведения подобного рода специальным пояснением: «исполненные на солнце». Акварель «Терасса, увитая виноградом» представляет знаменитый «экспериментальный» альбом Иванова, составленный из почти монохромных натурных зарисовок. В них ослепительный солнечный свет, воплощенный в сияющей белизне листа бумаги, своевольно меняет форму и цвет предметов, обобщает очертания, создает эффект подвижной световоздушной среды, трепещущей, переливающейся материи.

Вершиной творчества Иванова несомненно являются его «библейские эскизы». В условности акварельной техники, в принципиальной незаконченности высказывания, свойственной природе эскиза, художник находит соответствие своему замыслу. В библейских эскизах нет единообразия технических приемов — они варьируются, сочетаются и рождаются заново в связи с той или иной живописной задачей. В одних листах краски почти нематериально прозрачны, в других — акварель становится многослойной и приобретает плотность и весомость звучания. В композициях, исполненных на темных бумагах, эффект завораживающего внутреннего свечения достигается применением белил. Судьба акварельного наследия А. А. Иванова сложилась так, что оно практически не имело никакого воздействия на искусство современников и ближайших потомков. Известные лишь очень узкому кругу лиц акварели были бережно хранимы братом художника С.А. Ивановым и М.П. Боткиным согласно воле самого автора, осознававшего «преждевременность» своих открытий. Частично опубликованные в 1870-е — 1880-е годы[4] они лишь тогда стали важным фактом художественной жизни, оказавшим огромное влияние на поколение рубежа XIX—ХХ веков.

После почти одновременного ухода с художественной сцены выдающихся мастеров-акварелистов П.Ф. Соколова, К.П. Брюллова и А.А. Иванова акварель переживает очень сложный период, отмеченный серьезными изменениями в понимании задач и предназначения искусства, наметившимися в обществе. Утонченная эстетика и изысканная культура акварели с условностью и артистизмом ее языка в 1860-е годы не вполне соответствовали тем социальным задачам, которые выдвигались новой художественной эпохой. Позиции акварели оставались непоколебимыми лишь в таких традиционных для нее областях применения, как видовой ландшафт, «итальянский жанр», костюмированный портрет. Здесь заботливо сохранялись традиции, профессионализм исполнения. Тщательно разработанные, «картинные» листы К.Ф. Гуна, Ф.А. Бронникова, Л.О. Премацци, И.П. Раулова, А.А. Риццони, Л.Ф. Лагорио трактуют акварель как техническую разновидность живописи. Произведения воспринявших эту традицию художников демонстрируют очень естественную и неконфликтную смену поколений акварелистов-«консерваторов».

Одновременно большие перемены происходят в иерархии и бытовании основных жанров акварели. Акварельный портрет и интерьер как непременные атрибуты дворянского быта сталкиваются с появлением модного конкурента — даггеротипа, а затем фотографии, которая постепенно замещает их «документальные» функции. Камерный акварельный портрет почти перестает быть заказным, он входит теперь в «рабочий» круг жанров, где происходит поиск иных средств выразительности, исподволь формируется иной язык акварели.

В середине XIX века акварель осваивает новые сферы применения — натурный этюд, иллюстрация, критический бытовой жанр, сатирические зарисовки. Каждый из этих жанров скромно обогащает технику какими-то особыми чертами. В бытовых сценках П.М. Шмелькова отрабатывается принцип взаимодействия акварели и карандашного рисунка, проложенного поверх еще не просохшего слоя краски, «происходит соединение двух начал — живописного и графического»[5]. В эскизах и этюдах картин художников-передвижников естественный и даже неизбежный эффект незаконченности начинает осознаваться как особое преимущество техники, важный эстетический прием.

В 1870-е годы молодое поколение художников как бы заново раскрывает возможности акварели. Она не публична, это — техника «для себя», дающая абсолютную свободу самовыражения. Так, совершенно непривычного, «неизвестного» Крамского являют нам его пейзажные «Калитка в саду» (1874), «Деревенский дворик во Франции» (1876), «В роще Медон близ Парижа» (1876), «Гапсаль» (1878). Трудно поверить, что жизнерадостные, многоцветные работы, исполненные вдохновенно и артистично, принадлежат кисти художника, которого в живописи отличают рассудительность, эмоциональная сдержанность, скупая, почти аскетичная цветовая гамма. Поражает не столько даже «несвоевременность» этих маленьких шедеров, их несоответствие живописной манере Крамского-художника и системе взглядов Крамского — теоретика искусства и общественного деятеля, сколько сама мощь его колористической одаренности, не нашедшая выхода в живописной практике.

С 1860-х годов очень интересно выстраивается линия развития пейзажа в сепии, представленная на выставке работами Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, Ф.А. Васильева и И.И. Левитана. Их объединяют благородство и артистизм исполнения, основывающиеся на бесконечном разнообразии приемов владения кистью, характере ее прикосновений к бумаге, на различной степени проработки поверхности и нагруженности красочного слоя.

Для многих мастеров-передвижников обращение к акварели было единичным, эпизодическим. Однако в акварели результаты их художественных поисков проявляются раньше или прочитываются яснее. Так, сопоставление работ И.И. Левитана и В.А. Серова 1890—1900-х годов позволяет уловить тот момент в истории пейзажа, когда в акварели рождается «психологический пейзаж», передающий состояние природы, ее настроение — «нежную, прозрачную прелесть русской природы, ее грустное очарование»[6].

Мощный импульс в постижении особенностей языка акварели и осознании ее эстетических возможностей дает введение изучения этой техники в программу высших художественных учебных заведений. Во многом новый взлет в акварельной живописи на рубеже XIX—XX веков связан с деятельностью П.П. Чистякова, он был осуществлен его учениками — В.И. Суриковым, В.А. Серовым и М.А. Врубелем. Феномен «чистяковской школы» заключается в непохожести вышедших из нее
художников. Чистяков обладал особым даром выявлять и развивать индивидуальные черты, манеру письма каждого из них, «указать путь» (по выражению Сурикова).

В художественной системе Сурикова, а может быть, и в его жизни акварели отведено особое место[7]. В этой технике он постоянно работал на протяжении почти 50 лет. Эволюция его акварельной манеры очевидна. Ее начало обозначено Сибирским циклом, исполненным летом 1873 года до занятий у Чистякова. Эти пейзажи объединяет строгость колористического решения, построенного на синевато-зеленых, «не знающих солнца» оттенках, «словно подсказанных художнику самой суровой сибирской природой»[8]. Серия итальянских акварелей 1883—1884 годов — шедевры акварельной манеры Сурикова. Ему подвластны жемчужное марево утреннего света, играющего на белых стенах соборов, слепящая яркость помпейских фресок, буйство красок карнавала. Он пишет и «воздушной, паутинной кисточкой», прозрачными тонами, едва прикасаясь к бумаге, и слоистыми лессировками, и короткими, «дерзкими» ударами кисти, и широкими переливчатыми затеками. Другая знаменитая серия акварелей — испанская — создана в 1910 году во время совместного европейского турне В.И. Сурикова и П.П. Кончаловского. Естественно возникшее между ними соперничество было не просто соревнованием двух замечательных колористов, представителей разных поколений, но плодотворным для обоих столкновением разных художественных систем. Акварель Сурикова, будучи очень чутким инструментом, впитывает в себя черты искусства Нового времени. Экспрессия цвета, его эмоциональная напряженность, острота диссонирующих сопоставлений, культ незаконченности меняют его акварельную систему: он пишет размашистыми движениями кисти, широкими свободными заливками по влажной бумаге, доводя «красочную звучность акварели почти до парадокса, до перенапряжения»[9]. Таковы «Севилья», «Бой быков в Севилье».

В творчестве младших учеников Чистякова — Врубеля и Серова — акварель обретает значительность, сопоставимую с их живописными произведениями. Работая буквально рядом, «рука об руку», каждый из них прошел собственный путь в акварели. Одаренный одинаково щедро талантом рисовальщика и колориста Серов выработал такую систему письма акварелью, где линия и цвет неразделимы. Он видел предметы обобщенно, воплощая их на листе бумаги как лаконичные пластические формулы, одним движением кисти моделировал форму и сообщал ей цвет. По своей природе акварель Серова тяготеет к графике, подчиняясь законам этого вида искусства в отношении к поверхности листа, принципам построения пространства и формы, степени условности языка. Колористическая гамма работ художника сдержана, построена на множественности тончайших градаций тона, разнообразии нюансировок и оттенков, ее благородный серый цвет способен выразить все цветовое многообразие мира. Удивительны никогда ранее не экспонировавшиеся акварельные наброски «В дороге» (1900-е) и «Греция. Остров Крит» (1907). Подойдя в них к некой границе предметного мира, к предельной степени условности языка, допустимой в рамках пластической системы того времени, Серов затрагивает задачи будущего художественного поколения, нерв их эксперимента с абстрактной формой.

Врубель обладал редкой предрасположенностью к работе акварелью. Поразительно, что уже его первые акварельные опусы «Голова девочки (1882), «Е.М. Бем, сидящая в кресле» (1882), «За кружкой пива» (1883), исполненные в период обучения в Академии, лишены налета ученичества, выдают руку прирожденного акварелиста. Художник мгновенно осознал огромные перспективы, которые открывала именно его художественным потребностям акварельная техника. Акварельная манера Врубеля очень разнообразна: в «Персидском принце» (1886) он выслаивает пространство листа мельчайшими, тщательно нюансированными по цвету мазками, скрупулезно следующими форме; в «Портрете артистки Т.С. Любатович» (1890-е) создает изображение крупными пятнами, вольными затеками, словно подчиняясь прихотливому течению краски. В своей знаменитой «Розе» (1904) Врубель вдумчиво конструирует форму, словно стремясь проникнуть в тайны строения натуры, передать энергию тугих лепестков распускающегося цветка. В почти лишенных цвета монохромных иллюстрациях к «Демону» М.Ю. Лермонтова (1891), бесконечно варьируя приемы нанесения краски, сгущая ритмы разнообразных по тону пятен, Врубель создал особую вибрирующую подвижную среду — аналог поэтической материи лермонтовского текста. Выбор «стиля» определился лишь требованиями конкретного замысла, художественного образа.

Особняком в истории акварели стоит творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Художник приходит к ней лишь в последние годы жизни — в период полного владения живописной формой. Колористическая насыщенность и осязаемость фактуры его работ маслом и темперой в поздних акварелях «Балкон осенью» (1905), «Реквием» (1905) оборачиваются прозрачностью, «нематериальностью» цвета, игрой полутонов, приглушенных размытых красок, тающих теней, что как нельзя более соответствует поэтическим образам его призрачного мира, балансирующего на тонкой грани реального и сочиненного.

Возрождение всеобщего интереса к акварели произошло в последние десятилетия XIX века. Регулярные акварельные выставки, создание «Общества русских акварелистов» (1887) способствовали широкому распространению техники, повышению ее статуса. Программа Общества не имела идеологической направленности, в его составе мирно уживались представители разных направлений, объединенные увлеченностью искусством акварели. На выставке представлены произведения М.Я. Виллие, Э.С. Вилье де Лиль-Адана, П.П. Соколова, Р.Ф. Френца, И.А. Александрова, А.С. Егорнова, Р.А. Берггольца, Альб.Н. Бенуа. Некоторые из этих художников работали исключительно как акварелисты и, может быть, поэтом у остались почти незаметными для «всеобщей» истории искусств. Тем не менее, задачу сохранения и передачи традиций акварельной школы начала XIX века и подготовки почвы для нового взлета акварели «Общество русских акварелистов» несомненно выполнило. Акварель снова начали воспринимать как самостоятельную, обладающую собственным языком область изобразительного искусства.

Многие представители Общества стали учителями для следующего поколения художников. Так, под руководством блестящего мастера акварели Альберта Бенуа осваивали эту технику многие будущие члены художественного объединения «Мир искусства» Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, К.А. Сомов. Интересно, что создатели высочайшей графической культуры — «мирискусники» старшего поколения — в своем творчестве не часто обращались к технике чистой акварели. В «графических картинах», фантазиях на историческую тему они тяготели к более плотному корпусному письму и отдавали предпочтение гуаши и темпере, но приемы работы в этих техниках зачастую оставались акварельными.

Акварельные работы А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, А.П. Остроумовой-Лебедевой почти всегда сдержаны и изысканны по цветовому решению, свободная работа акварельным пятном сочетается в них с активным рисунком, придающим графическую четкость организации поверхности листа.

Особого внимания заслуживают работы К.А. Сомова. В жизни и в искусстве он всегда оставался в тени своих более активных коллег. В истории изобразительного искусства, построенной преимущественно на основе живописных работ, он остался автором нескольких картин и десятка куртуазных гуашевых композиций, составляющих лишь малую толику его художественного наследия. Однако Сомов был превосходным акварелистом и верно служил акварели до последних дней своей жизни. Творчество художника соединяет обе линии развития техники, примиряя традиционалистов и сторонников поиска новых форм. Более того, в его акварелях удивительным образом сходятся все нити, значимые для развития этой техники в России; он «пропустил через себя» все когда-либо существовавшие жанры, исследовал и испробовал все стили.

Самой интересной и недооцененной страницей сомовского творчества являются натурные пейзажи, в которых запечатлено почти невозможное: едва уловимые эффекты смены состояния и настроения природы — ветер, дождь, сумерки, белые ночи. Радуга (излюбленный мотив Сомова) в маленьком этюде 1908 года изображена так, что воспринимается как своеобразная метафора акварели, зримое воплощение рождения цвета и формы в напоенном влагой и светом воздухе.

Экспозиция «Магия акварели» ограничивается 1910-ми годами, когда завершился очередной цикл развития техники, но ее история на этом не заканчивается — новый, не менее интересный период в ХХ веке обозначен именами К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова; фантастические, блистательные и пугающие акварельные миры создают В.В. Кандинский, П.Н. Филонов. Но это уже совершенно другая история. Остается только надеяться, что выставка акварели ХХ века в Третьяковской галерее не заставит себя долго ждать. Следующие проекты в залах графики в Лаврушинском переулке будут посвящены рисовальным техникам в искусстве XVIII — начала XX века и составят в итоге цикл, охватывающий все многообразие технических средств и материалов графики.

 

  1. Мокрицкий А. Воспоминания о Брюллове. Цит по: К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1961.С. 148.
  2. Там же.
  3. Талант Брюллова-акварелиста раскрылся и в монохромной разновидности этой техники — сепии. Здесь возникает новое понимание эстетической законченности произведения, художник обретает особую свободу дыхания, в чем-то предугадывая новые возможности техники и пути развития акварели (см.: Плотникова ЕЛ. Выставка русской акварели конца XVIII — начала ХХ века из собрания Государственной Третьяковской галереи. М., 1966. С. 16).
  4. Эскизы из Священной истории Иванова. I-XIV. Берлин, 1879-1887.
  5. Плотникова ЕЛ. Выставка русской акварели конца XVIII — начала ХХ века из собрания Государственной Третьяковской галереи. М., 1966.С. 20.
  6. Головин А.Я. Воспоминания. Цит по: Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.-М., 1960.С. 27.
  7. Удивительно верно по сути немного шутливое высказывание А.М. Эфроса: «Было два существа: одно — Суриков, другое — Василий Иванович. Суриков был национальным достоянием и создавал «Боярыню Морозову»; Василий Иванович жил для себя и делал акварели. Его мы не знали до самой последней поры и лишь понемногу узнаем теперь» (Эфрос А.М. Рисунки и акварели Сурикова. Цит по: В.И. Суриков. К 150-летию со дня рождения. Акварель : Кат. выст. М., 1998. С. 5).
  8. Торстенсен Л.А. Акварельная живопись В.А. Сурикова. Цит по: В.И. Суриков. К 150-летию со дня рождения. Акварель : Кат. выст. М., 1998. С. 9.
  9. Эфрос А.М. Рисунки и акварели Сурикова. Цит по: В.И. Суриков. К 150-летию со дня рождения. Акварель : Кат. выст. М., 1998. С. 6.

Иллюстрации

П.Ф. СОКОЛОВ. Цветы и фрукты. 1840-е
Бумага, акварель. 26,5×19,2

И.А. ИВАНОВ. Дом графа А.К. Разумовского со стороны парка. Начало 1800-х
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 35,2×51,5

И.Н. КРАМСКОЙ. Деревенский дворик во Франции. 1876
Бумага цветная, акварель, белила. 24×31,5

П.А. ФЕДОТОВ. Прогулка. 1837
Бумага, акварель. 26,5×21,4

Ф.А. ВАСИЛЬЕВ. После проливного дождя. 1870
Бумага, акварель, белила. 17,3×36,1

В.Д. ПОЛЕНОВ. Среди учителей (Христос отрок в синагоге). 1894
Эскиз картины «Среди учителей» (1896, ГТГ). Бумага, акварель, графитный карандаш. 22,4×40,5

В.Е. МАКОВСКИЙ. В казначействе в ожидании пенсии. 1879
Бумага, акварель, графитный карандаш. 17,3×25,7

В.И. СУРИКОВ. Портрет Ольги Васильевны Суриковой (1878–1958), дочери художника. 1883–1884
Бумага, акварель, графитный карандаш. 27×21

В.А. СЕРОВ. Королевский сад в Афинах. 1907
Бумага, графитный карандаш, акварель. 22,6×35,3

И.И. ЛЕВИТАН. Осень. 1890-е
Бумага, акварель, графитный карандаш. 31,5×44

А.П. ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА. Амстердам. 1913
Бумага на картоне, акварель, уголь. 34,5×50

Е.Д. ПОЛЕНОВА. На дворе зимой. 1890-е
Бумага, акварель. 50×32,1

К.А. СОМОВ. Купальщицы. 1904
Бумага, акварель, черный карандаш. 28,8×38

М.А. ВРУБЕЛЬ. Роза. 1904
Бумага на картоне акварель, графитный карандаш. 29,8×18,5

К.А. СОМОВ. Радуга. 1908
Этюд. Бумага, акварель. 25,2×26,3

К.Ф. ЮОН. Ночь. Тверской бульвар. 1909
Бумага на картоне, акварель, белила. 60,5×73

Волшебная акварель. От древности до наших дней

  Ноябрь 23, 2015 Светлана Виноградова

 Оставить комментарий

Тонкие и чувственные линии, воздушные образы, чистые и прозрачные краски – все эти замечательные качества акварельной живописи, одной из самых распространенных и интересных техник рисования.

Акварель, в буквальном переводе с французского и итальянского, значит «водянистая». Действительно, своим очарованием она обязана воде.

Пигмент растворяется, льется и перетекает, как живой, оставляя тонкий слой пронзительного цвета. Кажется, что не художник рисует картину, а она сама рождается по своим внутренним законам лишь с небольшой помощью человека.

Современная восточная акварель, Myoe Win Aung

История «водяных красок» уходит корнями в далекий II век нашей эры. Тогда в Китае была изобретена бумага. Это положило начало развитию акварельной живописи.

Старинная китайская живопись

В Европу акварель пришла гораздо позже, после XII века. Очень долго она считалась вспомогательным средством для подкраски рисунков и гравюр. Серьезные мастера, за редким исключением, не обращали на нее внимания. Но во второй половине XVIII века все изменилось. В европейском обществе тогда витали идеи романтизма. Художники стремились передавать не только статичные образы, но и переменчивые состояния природы, световоздушные эффекты, яркие личные впечатления. В погоне за легкостью и эмоциональностью художники отказывались от масла и переходили на акварель. Одним из самых знаменитых первых акварелистов стал англичанин У. Тернер.

Вид на Догану и Сант-Джорджио Маджоре, У. Тернер

Кроме того, среди художников-непрофессионалов набирал популярность жанр путевых зарисовок и быстрых портретных миниатюр. Для этих целей водяные краски подходили лучше любых других. Среди русских художников настоящими мастерами акварели были К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель, В. Серов и другие.

Портрет С. М. Лукомской, В. Серов

У акварели были и свои минусы. Многие красящие составы того времени оказались не очень устойчивыми – картины быстро выцветали. Поэтому на рубеже XIX-XX веков популярность водяных красок стала падать. Сказывалось и отсутствие устоявшейся школы акварельной живописи. Многие приемы художникам приходилось приобретать на личном опыте, раз за разом «изобретая велосипед». К счастью, в наше время и тот, и другой недостаток успешно преодолены.

Городской пейзаж, Бернхард Фогель

Сегодня акварелью работает множество художников по всему миру. Портреты, городские пейзажи и виды дикой природы, точные зарисовки и абстрактные фантазии – все это помогает отразить акварель. Некоторые работы просто потрясают своим реализмом.

Западный ребенок, Liu Yun Sheng

Еще одним направлением, где акварель используется чаще всего, является создание книжных и журнальных иллюстраций.

Детская иллюстрация, Д. Непомнящий

Где бы ни применялась эта техника, неизменным остается одно – ощущение легкости, воздушности и свежести цвета. За что ее и любят по всему миру. Мы тоже любим рисовать акварелью и приглашаем всех желающих присоединиться.

 

28 ноября 2015 года стартует курс «Фрукты акварелью».

После начала (окончания) курса он сразу же становится доступен в записи

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС, УЗНАТЬ ПРОГРАММУ: https://risuy.info/archives/7884

Кроме того, доступен в записи курс «Акварельное путешествие».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И УСЛОВИЯ: https://risuy.info/archives/7137

Эта статья открывает серию публикаций об акварельной живописи. Продолжение следует:
Волшебная акварель. Все, что нужно для работы
Волшебная акварель. Основные приемы работы
Игры с акварелью

← ВИДЕОКУРС «Рисуем кошек. От набросков до шедевра» Волшебная акварель. Все, что нужно для работы →

Stanislaw Zoladz. Гиперреализм. Вода акварелью

Привет всем входящим на usenkomaxim.ru

   Еще одна галерея акварели. Сегодня выкладываю совершенный гиперреализм Stanislaw Zoladz. Вода акварелью. Кто-то скажет, что работы слишком фотографичны, но большинству они понравятся, как и мне. Это подтверждают положительные комментарии на многих сайтах. Акварели впечатляют.  Даже в малом размере небольшой  части монитора. То ли я слишком люблю природные виды, и оттого малейший их фрагмент меня радует, то ли – художник смог передать в своих работах то, что и должно передавать искусство… А еще, восхищает владение техникой. Вдохновляют на более плодотворную жизнь такие мастера, сумевшие не раскидать свою жизнь на кучу бессвязных фрагментов, и достигшие исключительных высот в своем призвании.

Биография Stanislaw Zoladz

     Stanislaw Zoladz родился в Польше, в 1952 году. Образование художник получил в Академии изящных искусств Кракова. В 1978 году переехал в Швецию, где и по сей день  плодотворно живет и работает.

     Stanislaw начал рисовать акварелью, когда был еще ребенком. Не бросал и в старшие школьные годы. В Академии художеств изучил техники живописью маслом и гуашью. Но акварель, в итоге, осталась доминирующей техникой в его творчестве… А еще, в нем доминируют природные виды и много света. По большей части все статичное. Человек в работах отсутствует.  Его присутствие видно лишь в формате  домов, кораблей, лодок.

     Ежегодно Stanislaw Zoladz отправляется путешествовать по  новым вдохновляющим красотой местам. Он уже запечатлел акварелью Испанию, Италию, Норвегию, Финляндию, Марокко, Индию и прочие страны.  Часто он возвращается на старые места и пишет вновь и вновь, фиксируя новые сочетания ракурса, погоды и игры света.

Stanislaw Zoladz в работе

Далее фрагменты  небольшого интервью:

     Вопрос: Ваши картины настолько точны, что он производят впечатление полного контроля. Вы всегда пытаетесь получить полный контроль над водой?

     Ответ: Я всегда стремлюсь к достижению определенного контроля над своей акварелью. Но это редко удается, и поэтому я стараюсь, чтобы минимизировать свои ошибки.

     Вопрос: Ваши картины довольно большие. Вы больше работаете в студии или на месте?

     Ответ: Я работаю как в студии, так и на месте. На месте я работаю с меньшими размерами (до 38 х 56 см), а в студии  с большими размерами.

 

 

    Вопрос: Ваши картины напоминают произведения Андерса Цорна. Черпаете ли вы вдохновение в наследии старых мастеров или же в уединении природном?

    Ответ: Природа всегда была и остается для меня важным источником вдохновения. Много художников вдохновили меня, среди них и Андерс Цорн, с его  умелой техникой изображения воды.

 

 

 

    Вопрос: Ваш стиль оценили в Швеции?

    Ответ: Как в Швеции, так и в других скандинавских странах я отметил возрастающий интерес для акварели.

     Вопрос: Сколько времени займет, чтобы создать одну акварель? Можете ли вы работать над несколькими картинами одновременно?

    Ответ: Акварели небольших размеров создаются за одну сессию. На более крупные акварели нужно больше времени. Я работаю только с одной акварелью.

 

    Вопрос: Используете ли вы маскировочную жидкость или непрозрачные краски?

    Ответ: Да, могу использовать маскировочную жидкость, но с большим ограничением. Что касается непрозрачного белого, то я его использую, когда в работе надо получить специфические эффекты, такие, например, как на поверхности воды.

 

    Вопрос: Вы пишете акварелью каждый день?

    Ответ: Да, я работаю каждый день.

    Вопрос: Вы, кажется, используете очень широкий диапазон цветов. Каков ваш набор цветов,  без которых вы не смогли бы обойтись? Какой ваш любимый бренд?

     Ответ: Мой любимый бренд W & N и русская Санкт-Петербургская. Мой обязательный набор цветов : ультрамарин, умбра и ализарин Crimson.

 

     Вопрос: Какие кисти и бумагу вы используете?

     Ответ: Я использую кисти да Винчи, бумагу 300 и 640 гр.

     Вопрос: Если вы допустите ошибку в работе, вы ее оставляете, или  скорее отправляете в мусор?

      Ответ: Если ошибка не может быть исправлена, я отложу ее в сторону и начну заново.

 

 

     Вопрос: Каковы наиболее важные правила для художника-акварелиста?

     Ответ:

  • Больше делать эскизов
  •  Постоянно обучаться смешиванию цветов
  •  Рисовать каждый день

 

 

 

Другие материалы из этой категории:

Совершенство нежности. Акварели Виллема Хайенраетса — Без языка и колокол нем — Блоги

  • Главная
  • Футбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Трансферы
    • Россия
    • Лига чемпионов
    • Лига Европы
    • Евро-2020
    • Англия
    • Испания
    • Италия
    • Германия
    • Франция
    • Сборные
    • Олимп-ФНЛ
    • Казахстан
    Все турниры
    • Ливерпуль
    • Тоттенхэм
    • Челси
    • Арсенал
    • Зенит
    • Барселона
    • Реал Мадрид
    • Спартак
    • Сборная России
    • Манчестер Юнайтед
    Все клубы
    • Салах
    • Сон Хын Мин
    • Азар
    • Месси
    • Роналду
    • Головин
    • Мбаппе
    • Суарес
    • Дзюба
    • Неймар
    Все футболисты
  • Хоккей
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • КХЛ
    • НХЛ
    • Кубок Гагарина
    • Кубок Стэнли
    • Казахстан
    Все турниры
    • Вашингтон
    • СКА
    • ЦСКА
    • Авангард
    • Тампа-Бэй
    • Питтсбург
    • Спартак
    • Динамо Москва
    • Рейнджерс
    • Нью-Джерси
    Все клубы
    • Александр Овечкин
    • Артемий Панарин
    • Никита Кучеров
    • Андрей Свечников
    • Евгений Малкин
    • Евгений Кузнецов
    • Сергей Бобровский
    • Андрей Василевский
    • Александр Радулов
    • Семен Варламов
    Все хоккеисты
  • Баскетбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НБА
    • Turkish Airlines EuroLeague
    • Единая лига ВТБ
    • НБА плей-офф
    • Зарплаты НБА
    Все турниры
    • Лейкерс
    • ЦСКА
    • Бостон
    • Голден Стэйт
    • Милуоки
    • Торонто
    • Чикаго
    • Сан-Антонио
    • Оклахома-Сити
    • Зенит
    • Сборная России
    • Сборная США
    Все клубы
    • Леброн Джеймс
    • Стефен Карри
    • Лука Дончич
    • Джеймс Харден
    • Кайри Ирвинг
    • Кевин Дюрэнт
    • Кавай Ленард
    • Расселл Уэстбрук
    • Алексей Швед
    • Яннис Адетокумбо
    • Зайон Уильямсон
    • Дэмиан Лиллард
    Все баскетболисты
  • Авто
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Формула 1
    • MotoGP
    • Формула 2
    • Формула E
    • Ралли Дакар
    Все турниры
    • Феррари
    • Макларен
    • Ред Булл
    • Мерседес
    • Уильямс
    • Хаас
    • Альфа Таури
    • Рейсинг Пойнт
    • Рено
    • Альфа Ромео
    Все команды
    • Льюис Хэмилтон
    • Себастьян Феттель
    • Даниил Квят
    • Ландо Норрис
    • Кими Райкконен
    • Никита Мазепин
    • Шарль Леклер
    • Роберт Шварцман
    • Даниэль Риккардо
    • Макс Ферстаппен
    Все пилоты
  • Теннис
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Ролан Гаррос
    • Уимблдон
    • US Open
    • Australian Open
    • Мужчины
    • Женщины
    • Кубок Дэвиса
    Все турниры
    • Новак Джокович
    • Роджер Федерер
    • Рафаэль Надаль
    • Наоми Осака
    • Андрей Рублев
    • Мария Шарапова
    • Серена Уильямс
    • Карен Хачанов
    • Даниил Медведев
    • Александр Зверев
    • Эшли Барти
    Все теннисисты
  • Бокс/MMA/UFC
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • UFC
    • MMA
    • Бокс
    • Хабиб — Гэтжи
    • Тайсон — Рой Джонс
    • Поветкин — Уайт
    • Усик — Чисора
    • UFC 254
    • UFC 255
    • UFC Fight Night
    • Казахстан
    Все турниры
    • Хабиб Нурмагомедов
    • Конор Макгрегор
    • Федор Емельяненко
    • Александр Усик
    • Василий Ломаченко
    • Энтони Джошуа
    • Деонтей Уайлдер
    • Сауль Альварес
    • Тони Фергюсон
    • Александр Емельяненко
    Все бойцы
  • Ставки
  • Фигурное катание
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Чат
    • Гран-при
    • Чемпионат мира
    • Кубок России
    • Ледниковый период
    • Контрольные прокаты
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная Японии
    • Сборная США
    • Сборная Канады
    • Сборная Франции
    Все сборные
    • Алена Косторная
    • Алина Загитова
    • Евгения Медведева
    • Александра Трусова
    • Анна Щербакова
    • Дмитрий Алиев
    • Елизавета Туктамышева
    • Этери Тутберидзе
    • Татьяна Тарасова
    • Евгений Плющенко
    Все фигуристы
  • Биатлон
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Кубок мира
    • Кубок IBU
    • Чемпионат России
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная России жен
    • Сборная Германии
    • Сборная Германии жен
    • Сборная Норвегии
    • Сборная Норвегии жен
    Все сборные
    • Александр Логинов
    • Йоханнес Бо
    • Доротея Вирер
    • Дмитрий Губерниев
    • Лиза Виттоцци
    • Светлана Миронова
    • Екатерина Юрлова
    • Дмитрий Малышко
    • Александр Тихонов
    • Лариса Куклина
    Все биатлонисты
  • Здоровье
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды
  • Прочие
  • Главная
  • Футбол
  • Хоккей
  • Баскетбол
  • Авто
  • Теннис
  • Бокс/MMA/UFC
  • Ставки
  • Фигурное катание
  • Биатлон
  • Здоровье
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды