Товаров: 0 (0р.)

Блог русская музыка: Русская Музыка: 2020

Содержание

Кого читать в русском интернете-II – Архив

Silly Love Songs

кто: Калининградский журналист Алексей Алеев, пишущий в том числе для «Звуков.Ру», Billboard и «Афиши».

о чем: Silly Love Songs — блог в достаточно очевидном, но пока не особо распространенном в России жанре: профессиональный журналист пишет в личный блог о вещах, о которых не удается написать куда-нибудь еще, — с соответствующей специальной интонацией. У Алеева получается очень здорово: Silly Love Songs неровный (в положительном смысле — посты разнятся по поводам, масштабам и тону, что придает динамики), живой и чрезвычайно веселый. В самоописании блога фигурирует приговор «искренний блог о популярной музыке», и точнее определения не придумать — пишет Алеев действительно искренне, и музыка в Silly Love Songs по большей части популярная, в самом широком смысле.

цитата: «Этот безумный, безумный, безумный мир: люди из группы Тупака Шакура заявляют, что выкурили останки рэпера на церемонии прощания с ним.

С подобным в мировой популярной культуре мы сталкиваемся уже не в первый раз. Несколько лет назад Кит Ричардс признался, что смешал прах собственного отца с кокаином и вынюхал дорожку. Вполне возможно, что мы присутствуем при заложении новых традиций западного общества, и уже лет через десять выкуривать и вынюхивать пепел собственных друзей и родственников будет считаться совершенно нормальным. В телевизионных опросах и анкетах по приему на работу появятся вопросы вроде: «Хотели бы вы, чтобы ваши друзья вас выкурили после смерти?» или «Пепел какой знаменитости вы бы с удовольствием занюхали?» или «Кому из знаменитых людей вы бы доверили употребить свой прах?» Противники наркотиков и сторонники здорового образа жизни могли бы заваривать, к примеру, целебный чай из «чистых» исполнителей вроде Криса Мартина или Тома Йорка. Не, серьезно. Мне бы очень хотелось выкурить прах Мэдлиба, мне кажется, он отлично пропитан и пошел бы как надо».

Алексей Алеев

«Когда этим летом умер саксофонист E Street Band Кларенс Клемонс, я очень расстроился, и мне сильно захотелось написать о том, что это был за человек и почему его уход — огромная потеря для популярной музыки.

Написать оказалось некуда: журналы, в которых я работал и продолжаю работать, в этом были не сильно заинтересованы, сайты отстрелялись некрологами в исполнении штатных авторов. В итоге я написал просто заметку в фейсбук и подумал, что надо бы завести отдельное место, куда можно было бы время от времени выкладывать такие тексты. И завел. Плюс ко всему мне показалось, что у меня получится делать это весело: хотелось, чтобы посты были забавными, чтобы помимо так любимых всеми пространных полотен о недооцененных группах были разные смешные новости из серии «Адель похудела на пять килограмм и записала песню для занятий аэробикой». Журналистикой я занимаюсь на свободной основе, времени у меня почти всегда очень много, так что с тем, чтобы писать и в блог, и в журналы, и на сайты, проблем у меня нет. Начав регулярно выкладывать посты в блог, я надеялся, что стану гораздо быстрее управляться с заметками в журналы, набью руку и все такое, но не вышло — пишу я по-прежнему чаще всего достаточно медленно.
Вообще, сейчас для чтения про музыку на русском языке — самое лучшее время из всех, которые я застал. Многого, конечно, по-прежнему не хватает: музыкальной литературы, переводных книжек нет вообще почти никаких, например. Но зато столько людей готовы писать, переводить статьи, выкладывать песни и фотографии на голом энтузиазме, просто потому что им это нравится, — столько не было никогда, по-моему. Я каждый божий день залипаю в интернете на несколько часов, потому что интересных статей очень много. В русском интернете катастрофически мало любой информации, поэтому чем больше людей будут писать про музыку, да и вообще про все виды искусств, тем, я считаю, лучше. И да, блогов это тоже касается. Хотя на самом деле я за капитализм и за профессионализм. Вести блог весело и здорово, но я не против того, чтобы труд оплачивался. У нас еще как-то так получается, что лишние люди про музыку не пишут: у меня в Silly Love Songs вверху страницы семь ссылок на дружественные отечественные музыкальные блоги — мне все очень нравятся.
И каждый производит информацию о музыке на русском языке, которой мало, и делает так, чтобы читателям было интересно».

 

добавить в ридер

страница в Facebook

Dynamiс Tension

кто: Питерский человек по имени Фарадж Эфендиев, про которого, честно говоря, мало что понятно, кроме того что он обладает внушительной бородой и крепким слогом.

о чем: Как и многие хорошие западные блоги, Dynamic Tension сконцентрирован в первую очередь на музыке, а не на словах; нередко тут попадаются записи с одной только музыкой, микстейпами или альбомами вовсе без комментариев. Пишет Эфендиев, впрочем, крепко и остроумно — и когда решается все-таки облекать мысли в слова, то получается сильно. Музыка в Dynamic Tension рассматривается самая разнообразная, эклектичность блога — одно из главных его достоинств: на одной странице тут могут уживаться плей-лист с десятью лучшими песнями Аллы Пугачевой, микстейп с музыкой из видеоигр и альбом японского фолк-дуэта 1972 года.

Плей-листы и микстейпы Эфендиев составляет очень точно — после него можно по-новому начать смотреть на Элтона Джона или группу Steely Dan.

цитата: «Steely Dan были бы моей самой любимой группой, если бы не The Who. От чуваков явно исходит nerd vibe (он не лезет вперед остального, к счастью), так что юным пацаном стоя у прилавка с пиратскими сборниками, я никак не мог отказать диску с фотографией двух представительных задротов. У одного из них даже был саксофон, бл…! Эта группа первая начала учить меня смирению, одна из первых обращалась напрямую ко мне, говоря простые вещи, которые каждому необходимо услышать. И, кстати, припев «Bad Sneakers» — первый случай в, э-э-э, рок-музыке, когда я заплакал просто от того, насколько красивой мне казалась мелодия».

Фарадж Эфендиев

«Блог появился во многом потому, что ужасно надоело просто давать ссылки с малоизвестной музыкой в фейсбуке, где их еще не факт что увидит даже половина друзей. Ну и еще надоела эта в большинстве своем нелепая, жирная и блюющая на тебя огромным потоком вводных слов русская музжурналистика, хотелось и хочется что-то ей противопоставлять. Кроме некоторых проблем со здоровьем и зарывающихся масс фанатов современных лошарских хипстерских групп вести блог более-менее регулярно мне, к счастью, ничего не мешает, а мотивацию уверенно поддерживают непрерывным потоком льющиеся возгласы одобрения от друзей и знакомых в твиттере. Регулярность в данном случае крайне важна, потому что работы много. Кто еще заставит любимца молодежи Булата Латыпова написать пять абзацев про то, почему не нужно наговаривать на Филиппа Киркорова? А кто напомнит, что и у группы «Король и Шут» найдется минимум десяток хороших песен? Про приличные микстейпы от русских блогеров уж не говорю. С русскими музыкальными блогами у меня отношения напряженные: кроме блогов Латыпова и Олега Соболева, Rest Art, Silly Love Songs и заметок Феликса Сандалова про найскор мне больше ничего читать не хочется.

Каждый раз что-нибудь важное непременно выводит из себя. Не говоря о базовых вещах, ладно, возьмем те же микстейпы. Не сказал бы, что их культура у нас очень развита, да чего уж, почти все из тех немногих, кто пытается их делать, максимум в состоянии родить компиляцию средней вялости и высокого уровня зашквара, зачастую еще и с неграмотными аннотациями. Блин, о чем вообще тут говорить, когда настолько мизерное количество людей, что среди блогеров, что среди музыкальных журналистов, способно просто заткнуться и е…ашить? Я сходу и не смогу вам назвать навыка важнее и нужнее».

 

добавить в ридер

страница на Facebook

Aerial Sounds

кто: Программист Сергей Архипов из Нижнего Новгорода, в определенных интернет-кругах известный уже много лет под никами .flint или 9seconds.

о чем: По правде говоря, Aerial Sounds — блог совсем не новый, но, во-первых, в последнее время он активизировался после большого перерыва, во-вторых, мы незаслуженно забыли про него в прошлый раз. Лучше всего Aerial Sounds описывает подробный раздел «О сайте» и своеобразный манифест, опубликованный Архиповым в начале прошлого года: Aerial Sounds — это основательный и размеренный блог; тексты здесь появляются примерно раз в неделю (чаще всего это рецензии на альбомы, раз в несколько месяцев появляются большие статьи), зато каждый стоит нескольких — Архипов много думает и умеет красноречиво обосновать свою позицию. Кроме того, здесь много и осмысленно пишут о редко попадающих в поле зрения других изданий эмбиенте и построке — и даже есть большой трактат о генеративном искусстве.

цитата: «Сейчас, через 42 года после выхода «A Rainbow in Curved Air» Терри Райли, его буйные эксперименты с авангардной музыкой смотрятся как забавы укуренного в хлам хиппи, которого по чьему-то попустительству пустили в студию, где исключительно серьезные дядьки пишут исключительно серьезную музыку, а шутки (даже гетеросексуальные!) запрещены законом в радиусе километра. И этот самый хиппи перевернул студию вверх дном, все понял настолько неправильно, что пустил все процессы звукозаписи вспять, закрутив их, обрезав и склеив в каком-то совершенно хаотическом порядке; окурил пленки индийскими благовониями, поколотил фортепьяно и уснул на кнопке ускоренной перемотки».

Сергей Архипов

«Я веду различные блоги где-то с 2003 года. Сначала это были глупые дневники школьника, затем восторженные записи гика о различных компьютерных штуках, затем проводил попытки осмыслить происходящие события. Было дело, я даже сборник аляповатых новелл на 40 печатных страниц в заметках опубликовал. Но как-то так само получилось, что переключился на музыку. Сначала хотел рассказать о группе Hood (величайшая группа, по-моему), затем восторгался Explosions in the Sky, затем так достал этим занятием своих друзей, что мне прямым текстом предложили завести отдельный блог. Сказано — сделано! Я работаю программистом в довольно крупной аутсорсинговой нижегородской компании, разрабатываю программное обеспечение для телекоммуникационного оборудования, в частности для сотовой связи. Работа довольно сложная, требующая много сил и внимания, поэтому на что-то иное времени остается не так и много. В общем, это довольно пагубно сказывается и на периодичности публикаций: это ведь нужно сесть, собраться и постараться более-менее внятно изложить свою точку зрения на альбом или какое-то явление, получается далеко не всегда. А иногда садишься и больше трех-четырех слов из себя выдавить не можешь. Впрочем, сейчас еще хорошо, только работа. Когда параллельно учился в магистратуре, совсем тяжко было. Число читателей для меня не имеет вообще никакого значения, я большого значения популярности не придаю (даже комментарии принципиально не ввожу). Сайт читают не так уж много людей, но со всеми, кому захочется, я веду диалог, стараюсь отвечать на все письма. Мне важнее иметь обратную связь с небольшим количеством людей, но иметь ее максимально возможным полным образом. Я несколько раз хотел забросить сайт: время, проблемы, другие приоритеты. Но минимум раз в неделю начинают блуждать какие-то мысли, и пока я их не выплесну в текстовом виде, они так и будут есть мозг, мешать жить. Можно считать, что заставляют продолжать меня графомания и желание о чем-то рассказать. А что? Я не стесняюсь. Тоже стимул. Само изменение интернетом процесса производства музыки приводит к сильнейшей зависимости от средств массовой информации: раньше без радио было практически невозможно стать известным, сейчас невозможно без публикации в сколько-нибудь читаемом блоге (различные SoundCloud или BandCamp помогают предложить музыку, но плохо предназначены для продвижения). Однако формат большинства схож с твиттером: ссылка, трек, видео. И в этом проблема практически всех западных и русских блогов: за ними не видно авторов, они не пытаются проанализировать, что услышали. Они, как роботы, просто пишут: «Вот новая клевая песенка самого важного музыканта современности». Интернет! Революция! Но люди почему-то продолжают ссылаться в обсуждениях на «Афишу», Троицкого или Горохова. Откуда блогеры узнают о новой музыке? Как правило, из тех же СМИ, Pitchfork или Drowned In Sound. Блогеры вообще редко «производят контент», чаще всего они лишь агрегируют его из других источников. Их можно считать информационными диджеями, которые фильтруют потоки информации, делают их узконаправленными, но ведь эти потоки должен кто-то создавать. А создают их, как правило, профессионалы. Музыкальная журналистика не умрет, блоги ее никогда не вытеснят. Да, она будет другой, но любая область деятельности, стремящаяся к организации, всегда будет иметь профессионалов. Я вот точно не стану профессионалом: слишком люблю музыку, чтобы связываться с сопутствующей рутиной. Ну камон, сейчас даже профессионально обозревают видео с котиками, что уж с музыкой случится!»

 

добавить в ридер

страница в Facebook

Gigsters

кто: За Gigsters стоят две выпускницы МГУ — Дарья Федорова и Алина Голубева; блог, впрочем, ведет один человек, кто именно — непонятно, но так, кажется, и задумано: все тексты написаны во множественном числе, от лица коллектива.

о чем: Gigsters — это не просто блог, а часть большого и запутанного проекта, связанного с российской концертной жизнью и имеющего своей целью эту жизнь улучшить (подробности, впрочем, авторы пока не выдают). Вникать в эти сложности, впрочем, не требуется: главное, что у Gigsters уже имеется активный и хороший новостной блог, оперативный и остроумно написанный. Спектр тем — примерно тот же, что у всех: от распада R.E.M. до нового альбома диджея Шэдоу.

цитата: «В нашей рубрике «Пятиминутка оголтелого феминизма» снова появляется девушка с приятным русскому уху именем Ника Роза Данилова и сценическим псевдонимом Zola Jesus. Мы уже вывешивали трек «Seekir» с ее нового альбома, а со вчерашнего дня пластинку «Conatus» можно полностью послушать на сайте Guardian. Для нас это стало двойным развлечением, потому что мы зачитались комментариями самой Zola Jesus, которыми она сопроводила каждый трек. Как и ее поп-готическая музыка, мысли студентки философского факультета, «раньше времени познавшей Ницше и Достоевского», космически масштабны — в диапазоне от «Этот трек — самый жизненный для меня, потому что я наконец смогла выразить свои ощущения от вселенной, которая является моей тюрьмой» до «Я до сих пор не знаю, что поется в этом припеве». Настоящая женщина!»

Дарья Федорова

 

Алина Голубева

«Гигстеры» появились, с одной (патетической) стороны, как логичное продолжение нашего пожизненного увлечения музыкой и желания повлиять на создание в России цивилизованной концертной и рекорд-индустрии, с другой (бытовой) — как пространство, необходимое нам для того, чтобы перестать мучить наших друзей постоянными «послушай-вот-эту-крутую-песню» и дать выход энергии, которая нас регулярно переполняет, особенно до и после поездок на европейские фестивали. Блог — это видимая и первая часть проекта, который мы задумали пару месяцев назад, когда вернулись из очередной музыкальной поездки и вдруг поняли, что продолжать жить в России без эмоций от больших артистов и хорошего звука мы не можем, и нам срочно надо либо отчаливать на ПМЖ в теплые края, либо придумать, как все это сделать ближе, доступнее и массовее. Изначально Gigsters виделись нам как ресурс, на котором мы будем рассказывать о хорошей музыке и концертах по всему миру — на фестивалях, больших площадках и в маленьких клубах. Из всего этого логично родилось название. Через какое-то время идея выросла, и мы решили, что ко всему этому надо подключить полный набор удобных сервисов, связанных с концертами, — от покупки билетов на сами гиги до бронирования номеров в гостиницах. Если до этого мы не знали, как нам быть с русской музыкой, то тут она вписалась более чем логично: нашу сервисную часть мы решили начать с продажи билетов на небольшие концерты независимых промоутеров в России, чтобы помочь им планировать и контролировать поток людей и частично облегчить жизнь их постоянной публике. Для того чтобы не терять времени, пока этот наполеоновский план растет и ширится, мы решили запустить блог на тумблере и обкатать таким образом прото-бета-версию. В ней мы в микродозах (потому что блог ведет пока только один человек) пытаемся отразить структуру будущего сайта — это в первую очередь новости и «инструкции» по тому, как путешествовать за музыкой или улучшать свои путешествия за ее счет. Если брать культуру в глобальном смысле — как набор актуальных традиций и привычек, — то мы уверены, что вклад абсолютно каждого имеет значение. В этом плане мы натуралисты и верим в простейшие законы физики: если бросить в воду маленький камешек, круговые волны от него будут расходиться по очень значительной поверхности. Точно так же сформированная у одного человека привычка к хорошему в какой-то части окружающей среды повлечет за собой постепенное изменение структуры самой среды. Просто каждый должен заниматься своим любимым делом, в которое хочется вкладывать всю душу. Для кого-то это парк Горького и парковки для велосипедов, для нас —  хорошая музыка, особенно живая, желательно много и часто. Россия, конечно, загадочная страна, но кто не пробует шампанского, тот его не пьет. Нам хочется верить в то, что, будучи в курсе мировых новостей, люди будут охотнее ходить в России на концерты не освещаемых главными СМИ групп/артистов, а после того как хотя бы раз побывают на гиге за границей, повысят свои требования к работе звукоинженеров в клубах и промоутеров, формирующих ценовую политику, от чего в итоге в выигрыше будут все. Поэтому любой блог тут важен. Из пяти лет промывания мозгов на журфаке любой трезвомыслящий человек выносит, что за всем фасадом громких слов и умных мыслей журналистика по своей сути — это отбор и подача фактов. Именно этим мы и занимаемся. В построении текстов, в юморе и лексиконе, конечно, находит отражение та огромная часть нас, которую мы в «Гигстеров» так щедро инвестируем, но мы принципиально не выносим никаких оценок и не навязываем никому своих мнений, а свою просветительскую функцию видим в том, чтобы после изучения килотонны новостей и контента зарубежных музыкальных изданий и сайтов регулярно отбирать важное и интересное, давать людям самим оценить и рассказывать, как, где и когда все это поймать живьем».

 

добавить в ридер

страница в Facebook

50 музыкальных блогов на Tumblr — Look At Me

YVYNYL
Yvy​nyl — это один из самых популярных музыкальных блогов в Tumblr. Автор Марк активно освещает последние инди-релизы, треки и тематические видео, а также показывает читателям фотографии с концертов. Из последних записей: новый трек электронного продюсера Teams.


Copy Cats
Блог Copy Cats — это настоящая кладовая каверов: на более чем двухстах страницах можно найти как совсем новые, так и уже известные перепевки песен. Среди последних, к примеру — кавер певицы Ликке Ли на песню «Velvet» группы The Big Pink.

Dub​step Friday​
Каждую пятницу в блоге Dubstep Friday появляются новые диджей-сеты, интересные треки (как старые, так и совсем новые) и анонсы событий дабстеп-музыкантов. Из последних записей: свежий микс продюсера C-Dubs.


MVMVMV​
MVMVMV — один из ведущих блогов, специализирующихся на музыкальных видео. Авторы ресурса пристально охотятся за новыми клипами и отбирают только лучшие, а если новинок нет — на MVMVMV может появиться хороший старый клип. Из последних записей: новое видео поп-группы Tennis.


Другие блоги:

Pitchfork Reviews Reviews
Весьма занятный, но, к сожалению, редко обновляющийся тумблог с рецензиями на рецензии музыкального сайта Pitchfork.
 
Myüü-zikk
Блог Myuuzikk ведут сразу несколько авторов, которые коротко рассказывают о песнях и клипах поп- и инди-рок-музыкантов.
A Post Punk Tumblr
Этот блог создан для любителей постпанка и рока семидесятых–девяностых годов.
 
Post-Dubstep
Тумблог, собирающий последние релизы, треки и новости молодых электронных продюсеров.
Ears Of The Beholder
На страницах тумблера Ears of the Beholder можно найти новые треки и видеоклипы, а также прочитать свежие анонсы музыкальных фестивалей и вечеринок.
 
Max Abelson’s Super Groovy Music Video Spectacular
Автор этого блога — нью-йоркский репортер Макс Абелсон — рассказывает о старых и новых музыкальных видео, а также приводит цитаты известных музыкантов.
Daily Crack
Создатели Dailycrack еженедельно выкладывают песни разных жанров и из разных эпох, а также советуют, какую музыку приобрести.
 
Post-chillwave srfr
Авторы блога Hipster’s iPod выкладывают новые треки инди- и поп-музыкантов, а также составляют компиляции их этих песен, которые можно здесь же и скачать.
Dead as Digital
Dead as Digital — еще один известный тумблер, авторы которого питают большую любовь к музыке на виниле, публикуют интервью и новые треки молодых инди- и поп-музыкантов.
 
VKTRD
В тумблоге VKTRD (Video Killed the Radio Stars) собираются винтажные музыкальные видео, часто снятых еще в восьмидесятых.
Head Uderwater
Блог Head Underwater — это обзоры новых релизов, фотографии с концертов и фестивалей, а также пропаганда оффлайнового музыкального образа жизни.
 
Tracks
Название блога Tracks говорит само за себя: каждый день здесь публикуется одна хорошая песня, услышать можно как Грейс Джонс, так и Криса Брауна.
Illroots
Tumblr-версия одного из самых известных блогов о хип-хопе. Особо ценится видеоклипами, которые для рэп-исполнителей снимают сами авторы блога.

Mo Gravy
Блог Mo Gravy можно назвать Tumblr-аналогом известного сайта Who Sampled — ресурса, помогающего узнать, кого и в какой песне семплировал какой-либо музыкант.

Музыка русских сфер

Народ-мечтатель движется к своей сокровенной мечте все тысячи лет своей бесконечной истории, совершает беспримерные подвиги, испытывает небывалые страдания, рушится в бездны и вновь возрождается, влекомый к своему лучезарному будущему. И каждая невзгода, каждое преодоление, каждый взлёт и падение оставляют в народном сознании свои отпечатки, свои тайные знаки. Они копятся, складываются, превращаются в сокровенные народные коды, каждый из которых приводит в движение народную волю, веру, готовность на великие жертвы, на светоносные откровения. Так древо жизни, стремя свои кроны к свету, откладывает в толще ствола древесные кольца. И в каждом из этих колец — засухи, половодья, лютые морозы, благополучные тучные годы. В этих кольцах — история дерева, устремлённого к солнцу. В кодах народной жизни — история народа, её движение к божественной мечте. 

Богородица в храме Святой Софии — золотая мозаика, сложенная из бесчисленных драгоценных частиц. Так и Русская Мечта складывается из множества волшебных кодов, сберегаемых в народной душе. Есть музыка русской истории, музыка русских сфер. Коды — как клавиши огромного фортепиано, стоящего среди трёх океанов. Нажми одну клавишу — и русские казаки, землепроходцы выходят к студёному Охотскому морю и смотрят, как из пучин всплывает сказочная рыба-кит. Нажми другую клавишу — и советские танки Т-34 танцуют русскую кадриль на куполе имперской канцелярии, закупоривая вход в преисподнюю. Нажми третью клавишу — и русский человек с белоснежной улыбкой улетает в космос. Прислушаемся к потаённым кодам народной жизни, услышим музыку русской истории. Великие русские правители: князья, цари и вожди, — знали эти потаённые коды. Строя непомерное государство среди трёх океанов, использовали для его построения казачьи отряды и армейские батальоны, искусство дипломатов и золотую казну, переселение крестьян, уходивших на восток вплоть до Тихого океана, движение монастырей к Соловкам за Полярной звездой. Владеющий кодами — владеет сокровенным знанием, сокровенной властью, которая вместе с властью видимой создаёт небывалое в мире явление — государство Российское. 

 

Во всех русских землях народ, возводя монастыри и города, распахивая земли, одерживая победы, творил свою историю, копил в себе сокровенные коды. Коды — как зёрна, брошенные в пространство русских земель. Эти зёрна прорастали, создавали колосящееся поле русской истории. Русская Мечта — урожай, собранный с этих плодоносных полей. Каждая земля сотворяет волшебные коды народной души. Каждая земля несёт в себе образ Русской Мечты, питает эту мечту своими глубинными силами. 

Пересвет родился на Брянщине. Воин, монах, причисленный к лику святых, совершил свой жертвенный подвиг на Куликовом поле в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Копьё Челубея было длиннее и мощнее копья Пересвета. Чтобы дотянуться до соперника и ударить его своим копьём, Пересвет перед битвой совлёк с себя кольчугу и рясу, голый по пояс сел в седло и помчался навстречу противнику. Он подставил грудь под удар враждебного копья, насадил себя на копьё, тем приблизив себя к противнику. И будучи мёртвым, с пробитым сердцем, нанёс ему свой смертоносный удар. Он достиг священной победы ценой своей жизни. Русский народ — это народ-Пересвет. Подвиг Пересвета повторил Иван Сусанин. Этот подвиг повторили Гастелло и Талалихин, повторил его Александр Матросов. Пересвет — это код русской жизни, передаваемый из поколения в поколение, дошедший до наших дней, сподвигший на подвиг в смертельном бою среди чеченских гор 6-ю воздушно-десантную роту. 

Брянщина — край партизан. Среди брянских лесов широко раскинулась Партизанская поляна, уставленная памятниками партизанским отрядам, которые в немецком тылу убивали фашистов, пускали под откос поезда, освобождая целые районы, куда больше не ступала нога оккупантов. Русский народ — это народ-партизан. Если приходит враг и низвергает русскую власть, народ уходит в леса, точит там топоры и с заточенными топорами выходит на опушки лесов, поёт песню «Шумел сурово брянский лес». Партизаны действовали в тылу наполеоновских войск, поднимая на рогатины и вилы незваных пришельцев. Партизанами были Ляпунов, Пожарский и Минин, созвавшие в Нижнем Новгороде ополчение и пошедшие в Москву свергать ненавистных поляков, восстанавливать законную русскую власть. Партизанами в 90-е годы были работники великих советских заводов, над которыми нависла угроза гайдаровских разорений. В Северодвинске есть завод «Севмаш», который сегодня выпускает громадные лодки «Бореи». В окаянные 90-е годы директор завода Пашаев спас завод от разорения, укрыл великие технологии, хитрил и обманывал Гайдара и Ельцина, не позволив им уничтожить великолепный завод. 

На Брянщине родился Тютчев — великий русский поэт и провидец. Здесь дули такие русские ветры, сыпались такие русские снега, так летела с деревьев и растений золотая листва, так звенели в снегах серебряные весенние лучи, что среди этого многоголосья русской природы возник великий провидец, учивший нас тому, что Россия — это святая икона, это божественная тайна, которую не постичь умом, не осмыслить рассудком, а познать только сердцем, только бесконечной любовью. Эта любовь к ненаглядной Родине, это бесконечное обожание лежит в основе русского патриотизма, непонятного для других народов. 

Когда президента Владимира Путина спросили, чем является для него Россия, он страстно воскликнул: «Люблю её, люблю!» Такой любовью можно любить только божественную икону, только святую Русь. 

 

Труд — один из глубинных русских кодов, делающих русских самым трудолюбивым в мире народом. Благодаря этому коду русские освоили громадные территории, казалось бы, непригодные для жизни. Ввели эти территории в общечеловеческий оборот, создали на этих территориях, среди льдов и песков, великую цивилизацию, построили среди топей, пустынь и гор грандиозные железные дороги, возвели города, создали само государство. Этот код в полной мере ощутим на Урале. Труд — вот главная идея Урала. Урал — обладатель грандиозных заводов, делающих Россию цивилизацией. И сами эти заводы суть заводы-цивилизации, выпускающие уникальные машины, электронику, танки, ракеты. Эти заводы — государствообразующие. Они — как столпы, на которых держится государство Российское. «Уралмаш», «Уралвагонзавод», «Челябинский трубопрокатный», «Магнитка», Белоярская электростанция с реакторами на быстрых нейтронах. На этих заводах собран труд миллионов людей, делающих уральских людей особым уральским братством. 

Трудом сберегается не только земля, усилием берётся и Царствие Небесное. Данила-мастер, герой бажовского сказа, спустился под землю в чёрную кромешность горы и там своим трудом и восхитительным умением сотворил цветок небесного рая, своим духом взлетел из глубин земли в небесное царство. Урал, который в тяжких трудах погружается в недра гор, плавит металлы, создаёт машины: то огромные, как стальные глыбы, то утончённые и хрупкие, как хрустальные кристаллы, — Урал выполняет вековечную русскую работу, превращает тьму в свет, ненависть и ярость — в любовь. Здесь, на Урале, был построен танк Т-34 — танк великой Победы. Что может быть страшнее танка, который мчится по полю брани, изрыгая огонь, сметая на своём пути дома и деревья, горит, подбитый снарядом, и экипаж погибает среди расплавленной стали? И этот жестокий танк — танк-победитель, стал святым танком, олицетворением победы рая над адом, света — над тьмой кромешной. 

На Урале были расстреляны царь с царицей, с невинными принцессами и хрупким наследником. Это страшное злодеяние витало над Россией, требовало возмездия, порождало ненависть. На месте царской Голгофы, на фундаментах Ипатьевского дома был построен дивный Храм на Крови — чудотворная икона царских мучеников. Причисленные к лику святых, святомученики не требовали возмездия, не источали ненависть, а только любовь и прощение. Храм на Крови — это храм вселенского русского примирения, храм искупления зла, храм превращения ненависти в любовь, а тьмы — в лучезарный свет. 

Код, делающий русского человека великим тружеником и творцом, позволил в кратчайшие предвоенные сроки преобразовать страну, создать тысячи новых городов, победить в несусветных сражениях, воссоздать разорённые города и деревни, построить на испепелённой земле космодромы и улететь в небеса. Тот же самый код позволил нам после сокрушительных 90-х годов восстановить разорённую индустрию, создать невиданные по своей красоте храмы, построить уникальные машины. 

 

Загадочный вековечный зов звучит в русском сердце, заставляя русского человека сниматься с насиженных мест и двигаться в туманные неоглядные дали, словно в этих далях ждёт его чудесное откровение, сбудется его вековечная мечта. Этот код необъятных пространств сделал Россию самым большим, необъятным государством. Казаки, землепроходцы, пахари, богомольцы, офицеры Генерального штаба, повинуясь этому влечению, шли на восток, одолевая хребты и великие реки, переплывая сам океан, оседая на Аляске и форте Росс. Поморы уходили в студёное море не только за рыбой и зверем, они двигались на север за Полярной звездой, надеясь, что там, среди хрустальных льдов, находится вход в Беловодье, в русский рай, где жизнь совершенна, и где люди бессмертны. 

Купец из Твери Афанасий Никитин, побуждаемый тайным зовом, влекомый сказочной красотой восточных дворцов, висячих садов, волшебных птиц и несравненных красавиц, отправился в Индию. Этот код бесконечных странствий присутствует в нашем современнике Фёдоре Конюхове. Конюхов — очарованный странник. Он уходит на лыжах на Северный полюс, пересекает бушующий океан, поднимается на вершину Памира. Мятежный, он «просит бури, как будто в бурях есть покой». Он говорил, что во время страшных океанских штормов, когда казалось, смерть была неизбежна, он звал на помощь своих предков. Они являлись ему среди океанского шторма, спасали его. И он движется в эти необъятные дали для встречи со своими умершими предками, желая убедиться, что смерти нет, что жизнь вечная возможна и неизбежна. 

Русские верят в чудесное избавление от гибели, в чудесное преображение. Русская история, чреватая страшными разрывами времён, падениями русских империй, являет категорию чуда — чуда воскрешения из пепла, из чёрных исторических дыр. Каждый раз испепелённая и поруганная Россия восстаёт из праха в новой красоте и величии. Идёшь по Псковщине, и там чуть ли не у каждого храма, у каждого холма, у каждого придорожного камня являлась людям Пресвятая Богородица, отгоняла нашествия, избавляла от мученической смерти, обещала людям чудесное будущее. 

Чудо Пресвятой Богородицы под Москвой в 1941-м году. Когда немецкие танки колесили по Подмосковью, и, казалось, падение столицы неизбежно, вдруг случилось чудо, и разом встали все немецкие броневики и машины, солдаты были объяты ужасом и, бросив свою технику, бежали по заснеженным московским дорогам. А за ними летел светоносный столп, изгоняя их из-под Нового Иерусалима и Истры. До сих пор в подмосковных лесах можно встретить остовы немецких броневиков и штабных машин, сквозь которые из кабин и люков вырастают огромные деревья русского леса — деревья познания добра и зла. 

Возвращение Крыма было русским чудом. Оно было дано русским людям, чтобы одолеть их уныние, воскресить их волю и веру, соединить рассечённое русское время, разделённый русский народ. Крымский мост — это образ русского чуда. Храм Василия Блаженного, похожий на соцветие волшебных каменных цветов, — это образ русского рая. Сама Россия в русском сознании есть чудо несказанное, есть преддверие Небесного Царства. 

 

Русский народ — победитель. Его победы, будь то победа на Куликовом поле или Ледовая сеча, Бородинское сражение или битва на Курской дуге, светоносная Победа 1945-го года — все эти Победы сливаются в единую русскую Победу, что и является Русской Мечтой, которой одолевается вселенская тьма, изгоняются демоны, торжествует восхитительный свет божественной справедливости. В Победе, в этом глубинном восхитительном русском коде, слиты все представления русского человека о труде, о братстве, о героической жертве, о русском чуде, о райских садах, которые Сталин повелел сажать в то время, когда ещё дымились развалины разрушенных городов, и не осели могилы погибших. И тогда на израненной земле зацвели весенние сады русского рая. Сталин в те же годы повелел в разорённых и стенающих городах строить планетарии, чтобы люди, четыре года смотревшие в землю, рывшие окопы и могилы для близких людей, падавшие ниц среди воя снарядов и грохота бомб, чтобы люди вновь подняли глаза в небеса, увидели звёзды. У русской Победы — лицо Сталинграда, лицо грандиозной женской фигуры с мечом, которая зовётся Родина-мать. 

В Сталинграде есть мистический фонтан, где взявшиеся за руки пионеры ведут хоровод, окружая своим детским танцем чудовище — крокодила, не выпуская его за пределы волшебного круга. Когда немцы страшным авиационным ударом сожгли Сталинград, бомбы попали в фонтан, но эти пионеры, лишённые ног и голов, продолжали кружить среди дыма пожарищ, не выпуская из волшебного круга разъярённое чудище. Так советские войска взяли в кольцо армию Паулюса, не давали ей вырваться, добивая врага в своих огненных стальных объятиях. Сталинградский фонтан — образ русской Победы. И вода, которая бьёт сегодня из этого фонтана, есть живая вода бессмертия. 

 

Русский народ — мечтатель. СССР был страной мечты. Большевики вознамерились спустить Царствие Небесное на землю. Царствие Небесное опускалось на землю, стремилось слиться с красной страной. И это приближение сопровождалось грохотом пушек, атаками конных армий, возведением великих заводов, строительством университетов и школ, колымскими этапами и расстрельными рвами, великими озарениями и неиссякаемыми слезами. Приближение Царствия Небесного к земле было бурей XX века. Не приблизившись, это Царство стало отдаляться, мечта покидала народ. Поздние советские лидеры забыли священные коды, позволившие советскому народу, претерпев великие беды, создать небывалую цивилизацию, окрасить две трети земного шара в красный цвет. Эти коды сокровенной власти, забытые советскими правителями, были прекрасно известны противнику. Бесчисленные советологи и русологи изучали русские летописи и сказки, анализировали Достоевского и Толстого, слушали русскую музыку, смотрели советские спектакли, выуживая из них эти сокровенные коды. Перестройка — это время избиения русских кодов, чудовищная камнедробилка, в которой враг, взломав сейфы, хранившие русские коды, устроил бойню, где гибли коды русской Победы: русское упование на чудо, великое русское трудолюбие, почитание павших героев, братство с другими народами. И когда последний код был истреблён и растоптан, советское государство пало, народ потерял мечту, наступило безвременье, разъялась «чёрная дыра» русской истории. Народ потерял государство, перестал быть народом, жил, как в бреду, среди мерцающих миражей, погружаясь в мучительный сон. Все 90-е годы русский народ лежал в гробу, и не было царевича, который склонился бы к спящей царевне и разбудил её волшебным поцелуем. Путин стал царевичем, наклонившимся над хрустальной усыпальницей России. Его приход не был предсказан, он явился в русскую власть случайно, как случайно является чудо. Он разбудил дремлющие коды России, скрытые в усыпальнице. Путин и сам был кодом, который порождал русских правителей особого типа. Правителей, являвшихся в русской истории в её роковые мгновения и спасавших Россию от полного испепеления. 

Русская история двигается рывками. Каждый рывок — это русский лидер, создающий и спасающий государство российское. Такими лидерами были князь Владимир Святой, русский царь Иван Васильевич Грозный, император Пётр Великий, генералиссимус Сталин. Эти четыре лидера — носители Русской Мечты — провели государство Российское и русский народ по чудовищным мелям истории, сквозь огненные пучины и смертоносные топи, каждый раз добиваясь великого цветения непревзойдённого могущества государства Российского. Путин был пятым правителем, кому судьба доверила возведение пятого государства Российского, пятой российской империи. Он сумел задействовать сокровенные русские коды так, словно ему нашёптывал их тайный голос, словно они являлись ему во сне, и он нажимал на волшебные клавиши русской истории. 

Путин задействовал код народа-государственника. Русский народ исповедует религию государства, усматривая в государстве, пусть жестоком и подчас несправедливом, гарантию своего существования на земле, возможность исторического творчества, верит в государство, угадывающее Русскую Мечту и прокладывающее народу путь к этой мечте. Эта вера народа в своё государство сказалась во время кавказских войн. 6-я воздушно-десантная рота погибла во имя государства Российского. Народный святой Евгений Родионов, обезглавленный террористами, отдал жизнь за бесценную святую Россию: за это молодой человек, почти ещё отрок, отдал свою юную жизнь. Сражаясь с суверенитетами, Путин задействовал код русской всемирности и братской любви ко всем народам России. Сегодняшнее государство Российское — имперское по своему характеру, состоящее из множества народов, культур, языков, называет каждый народ, составляющий нашу державу, бесценным, без которого государство будет считаться несостоявшимся, прогнётся и обрушится в том месте, где отринутый народ не станет поддерживать столп государства Российского. Каждый народ государства Российского — государствообразующий, складывает свою национальную мечту с Русской Мечтой, образуя симфонию народов-мечтателей. Перенеся из прошлого в нынешнее время музыку советского гимна и красное знамя Победы, Путин задействовал коды русской Победы, которые для русского человека слились воедино: мечта о божественной справедливости, обожание Родины как чудотворной иконы, явление русского чуда, соединившего все поколения, все народы, все сословия, исполнение великой русской миссии превращения тьмы в свет, одоления адских сил русскими силами рая. 

Запуская оборонные заводы, которые сегодня производят лучшее в мире оружие, Путин задействовал сокровенные русские коды, позволившие народу возвести из праха великие предприятия, создавать системы оружия, которое, будучи ракетами, танками, сверхскоростными самолётами, оставалось святым русским оружием, неся в себе таинственные частицы меча Александра Невского и шлема Дмитрия Донского. Возрождая и возводя дивные монастыри и приходы, Путин вернул в Россию православное учение о Царствии Небесном. Одухотворил этим учением опечаленные и уснувшие души, укротил озверевшие и безжалостные сердца, вновь создал сословие людей, проповедующих любовь и бессмертие. 

Вернув России Крым, Путин воскресил русские коды, говорящие о чуде, о сакральности российской власти и Российского государства, которое повелось от той древней купели в Херсонесе, куда ступили стопы князя Владимира Святого, и свет православия хлынул по всей Руси вплоть до Тихого океана. Россия повенчалась с Крымом, в Кремль вновь вернулся сакральный смысл Херсонеса — началось второе крещение Руси. 

Россия — душа мира, русская всемирность, которую провозгласили Пушкин, Достоевский, побудила Путина затеять сирийский поход, сберечь от истребления ближневосточный народ, сделать Россию хранительницей вековечных европейских христианских ценностей, которые стали гибнуть и гаснуть в изнурённой современной Европе. Россия — Ковчег спасения среди бурного XXI века, готова принять в себя все гибнущие святыни и ценности, всех обиженных и оскорблённых. Этот великий вселенский русский код открывает врата русского рая для всех народов земли. И когда-нибудь все народы-мечтатели сойдутся в русском рае под сенью Русской Мечты. В Москве, на ВДНХ, есть фонтан, где сошлись золотые богини в ликующем солнце, орошённые Святой водой. 

 

Но лучистое солнце Крыма вдруг стало меркнуть. Его затянули дымка и гарь разгромленных донецких городов. Россия рыдала, глядя, как установки залпового огня украинцев превращают в щебень цветущие города, уносят жизни стариков и детей, и упорные закопчённые ополченцы ведут оборонительные бои на окраинах Донецка и Луганска. Русская Мечта остановила свой полёт. Россию мучают санкциями, народ беднеет, исполнен забот о хлебе насущном, ропщет. Вновь русская история задышала смутой: демонстрации, замелькали полицейские дубинки. Молодёжь — не из числа футбольных фанатов, не влачащая жалкое существование в обездоленных городках и селениях, а московская: благополучная, обеспеченная, обласканная крупными корпорациями, — из университетских аудиторий вышла на улицы, требуя смены власти. Вновь заработала камнедробилка, истребляющая русские коды. Блистательные нигилисты, весёлые осквернители набрасывались на русские святыни, гасили русские коды. На Россию полились кислотные дожди, под которыми расцветают ядовитые цветы новой перестройки, угроза распада, бесчисленных распрей, сокрушения неокрепшего, со множеством изъянов государства Российского. Неужели возможен ужас 90-х годов? Русская власть, очнись, верни народу мечту, готовь Россию к новому взлёту, к великому проекту «Очищение», когда мы станем убирать мусорные свалки с окраин городов и опушек наших лесов, станем вымывать шлаки, накопившиеся в нашей общественной жизни, станем изгонять из власти бессовестных воров и алчных стяжателей, отключим человеческую душу от чудовищных мусоровозов, которые днём и ночью с экранов телевизоров ссыпают на человека мерзкие отходы. Очищение — это всё то же стремление к идеальному бытию, к справедливому общежитию, к божественным ценностям, которые проповедует нам церковная проповедь и русская литература, к чему взывают сокровенные коды русской истории. Как восстанавливают лес после пожаров, вживляя вместо обугленных пней зелёные ростки и саженцы благородных дубов и кедров, так станем одухотворять те гнёзда, что свила в недавнем прошлом Русская Мечта, гнёзда, которые теперь опустели и ждут возвращения мечты. 

 

Космос Русской Мечты. Мы стремимся к звёздным мирам, к разноцветным созвездиям, как стремились к ним наши древние предки, уповая найти среди звёзд волшебное царство, где нет неправды и смерти, обращая молитву к небу, чтобы «Млечный путь расцвёл нежданно садом ослепительным планет». Русский космист, великий Николай Фёдоров верил в одухотворённый космос, где человек приобщается к божественным тайнам, становится бессмертным, зажигает погасшие звёзды, латает «чёрные дыры» Вселенной. Космос Русской Мечты вновь обращает русского человека к непостижимым тайнам, делая земную жизнь прекрасной и одухотворённой. 

Атомный русский проект вновь станет воплощением Русской Мечты, ибо в своих истоках он связан с русским кодом о чуде, о преодолении смерти. Курчатов, русские инженеры, рабочие сотворили чудо, создав в кратчайшие сроки русскую атомную бомбу, не позволив американцам превратить Россию в бесчисленные Хиросимы. В Сарове, где работали советские физики, на развалинах монастыря, в монашеских кельях были развёрнуты первые атомные лаборатории. И Серафим Саровский отдал свой дом советским атомным оружейникам, благословлял их на создание русской ядерной бомбы, православной бомбы, как теперь её называют. 

 

Армия Русской Мечты, оснащённая лучшими в мире танками, самыми быстрокрылыми самолётами, боевыми смертоносными лазерами, — эта армия сильна религией русской Победы, на которой строится её духовная мощь. Победа священна. Армия, которая её одержала, исполнена святостью. Потому сегодняшние Парады Победы в своём грозном великолепии и торжественной красоте, проходящие среди кремлёвских святынь на Красной площади, напоминают священнодействие. И министр обороны, выезжая из Спасских ворот, готовясь к параду, осеняет себя крестным знамением, а миллионное шествие «Бессмертного полка» есть крестный Пасхальный ход, где живые несут над собой лики умерших предков, воскрешая их, не давая им исчезнуть. Не это ли заповедная мечта космиста Фёдорова, когда живые дети воскрешают умерших отцов? 

 

Арктика Русской Мечты, где сегодня плывут ледоколы, работают на океанской кромке могучие заводы, ныряют под полярной шапкой русские подводные лодки. Арктика по-прежнему, влечёт человека своей таинственной полярной мечтой, волшебными радугами, таинственной Полярной звездой, ведущей русского человека к восхитительным тайнам, как некогда вела волхвов Вифлеемская звезда. 

Россия смотрит в будущее широко раскрытыми, обожающими мир глазами. Все сегодняшние муки и боль, неразрешимые терзания и вопли отчаяния, все судороги и терзания мира найдут своё разрешение, своё великое утешение в новой ослепительной идее, мировом открытии, которое несёт в себе русская душа. Мир ждёт не погибель, страшная, всеобъемлющая катастрофа, а всеобщее прозрение, великое озарение. И об этом говорит Русская Мечта, об этом говорит древо познания добра и зла, наполненное русскими кодами. Об этом говорит золотая Богородица, собранная из драгоценных сверкающих частиц. И каждая частица — это русский код неутомимого русского трудолюбия, неиссякаемой русской веры, безграничной русской любви. Божественный пианист, перебирая русские коды, нажимая на клавиши божественного фортепиано, играет музыку русских сфер. 

Илл.: «Летящий ангел», пермская резная скульптура (XIX век)

Русмус: О русской традиционной музыке

О РУССКОЙ МУЗЫКЕ

Русская музыка включает в себя множество стилей: от обрядовой народной песни до духовной музыки Русской православной церкви, а также включает наследие нескольких выдающихся композиторов-классиков и романтиков XIX века. Важнейшие вклады советских композиторов 20-го века, а также различные формы популярной музыки также являются частью состава русской музыки.

18-19 века: Русская классическая музыка

Россия имеет историю инноваций в классической музыке.В XVIII веке Петр I провел реформы, которые познакомили Россию с западной музыкальной модой. Во время последующего правления императриц Елизаветы и Екатерины российский императорский двор привлекал многих выдающихся музыкантов, многие из которых были итальянцами. Они принесли с собой итальянские традиции оперы и классической музыки в целом, чтобы вдохновить будущие поколения русских композиторов. Ряд композиторов прошли обучение в Италии или у этих недавних итальянских эмигрантов и сочиняли вокальные и инструментальные произведения в популярных в то время итальянских классических традициях.В их числе композиторы Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артем Ведель, которые не только сочинили шедевры хоровой музыки, но также включили оперы, камерные произведения и симфонические произведения. Первым великим русским композитором, использовавшим исконные русские музыкальные традиции в сфере светской музыки, был Михаил Глинка (1804–1857), сочинивший ранние русские оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Они не были ни первыми операми на русском языке, ни первыми русскими, но они получили известность благодаря тому, что опирались на чисто русские мелодии и темы и находились в венакулярной форме.Русская народная музыка стала первоисточником для композиторов молодого поколения. Группа, которая называла себя «Могучая пятерка», во главе с Балакиревым (1837–1910), в том числе (Римский-Корсаков (1844–1908), Мусоргский (1839–81), Бородин (1833–87) и Сезар Кюи (1835–1918) ), провозгласил своей целью сочинение и популяризацию русских национальных традиций в классической музыке.Среди наиболее заметных произведений «Могучей пятерки» были оперы «Снегурочка», «Садко», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина», а также симфоническая сюита «Шахерезада».Многие произведения Глинки и Могучей пятерки основаны на русской истории, народных сказках и литературе и считаются шедеврами романтического национализма в музыке. В этот период в 1859 году было основано Русское музыкальное общество (РМС) под руководством композиторов-пианистов Антона (1829–94) и Николая Рубинштейна (1835–81). «Могучую пятерку» часто представляли как соперника Русского музыкального общества, при этом «пятерка» придерживалась своей русской национальной идентичности, а RMS были более консервативны в музыкальном плане.Однако RMS основал первые в России консерватории в Санкт-Петербурге и Москве: в первой консерватории воспитывался великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (1840–93), наиболее известный по балетам, таким как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Он остается самым известным российским композитором за пределами России. Несомненно, самым известным преемником его стиля является Сергей Рахманинов (1873–1943), который учился в Московской консерватории (где преподавал сам Чайковский). В конце XIX — начале XX века появилась третья волна русских классиков: Игорь Стравинский (1882–1971), Александр Скрябин (1872–1915), Сергей Прокофьев (1891–1953) и Дмитрий Шостакович (1906–1975).Они были экспериментальными по стилю и музыкальному языку. Некоторые из них эмигрировали после русской революции, хотя Прокофьев в конце концов вернулся и тоже внес свой вклад в советскую музыку. В конце 19 — начале 20 веков большую популярность приобрели так называемые «романсы». Крупнейшие и самые популярные исполнители «романсов» обычно одновременно пели в операх. Самым популярным был Федор Шаляпин. Певцы обычно сочиняли музыку и писали тексты, как и Александр Вертинский, Константин Сокольский, Петр Лещенко.

20 век: советская музыка

После русской революции русская музыка резко изменилась. Начало 1920-х было эпохой авангардных экспериментов, вдохновленных «революционным духом» эпохи. Новые направления в музыке (например, музыка, основанная на синтетических аккордах) были предложены клубами энтузиастов, такими как Association for Contemporary Music. В 1930-х годах, при режиме Иосифа Сталина, музыку заставляли ограничивать определенными рамками содержания и новаторства.Классицизм приветствовался, а эксперименты не поощрялись (примечательный пример: веристическая опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» была осуждена в газете «Правда» как «формализм» и вскоре на долгие годы снята с театральных постановок). Музыкальными патриархами той эпохи были Прокофьев, Шостакович и Арам Хачатурян. Со временем волна молодых советских композиторов, таких как Георгий Свиридов и Альфред Шнитке, вышла на первый план из-за строгой советской системы образования. Союз советских композиторов был основан в 1932 году и стал главным регулирующим органом русской музыки.Джаз представил советской публике Валентин Парнах в 1920-х годах. Певец Леонид Утеосов и композитор киноверсии Исаак Дунаевский способствовали его популярности, особенно благодаря популярной комедии «Веселые ребята» с джазовым саундтреком. Эдди Рознер, Олег Лундстрем и другие внесли свой вклад в советскую джазовую музыку.

В саундтреках к фильмам записана значительная часть популярных советских / русских песен того времени, а также оркестровой и экспериментальной музыки. В 1930-е годы Прокофьев записал музыку к эпическим фильмам Сергея Эйзенштейна, а также саундтреки Исаака Дунаевского, которые варьировались от классических произведений до популярного джаза. .В 1960-е и 1970-е годы зародилась современная российская поп- и рок-музыка. Это началось с волны VIA (вокально-инструментальный ансамбль), особого рода музыкальных коллективов, исполняющих радиолюбивые поп, рок и фолк, составленные членами Союза композиторов и одобренные цензурой. Эта волна началась с Поющих Гитары и Песняры; Среди популярных групп ВИА также были «Цветы», «Земляне» и «Верасы». В этот период в музыке были и отдельные звезды эстрады, такие как Валерий Леонтьев, София Ротару, Алла Пугачева, Юрий Антонов.Многие из них остаются популярными и по сей день. Они были мейнстримом советских музыкальных СМИ, хедлайнерами таких фестивалей, как «Песня года», «Сопот» и «Золотой Орфей». В 1977 году был создан хит-парад «Московский комсомолец» — первый музыкальный чарт России.

Издание и продвижение музыки в Советском Союзе было государственной монополией. Чтобы заработать деньги и славу своим талантом, советским музыкантам пришлось передать его на государственный лейбл Мелодия. Это означало принятие определенных границ экспериментирования, то есть ориентированного на семью исполнения и политически нейтральной лирики, одобренной цензурой.Между тем, с появлением новых технологий звукозаписи, у обычных фанатов появилась возможность записывать музыку и обмениваться ею с помощью магнитных магнитофонов. Это помогло подпольной музыкальной субкультуре (такой как бард и рок) процветать, несмотря на то, что государственные СМИ игнорировали ее. [6] «Бардовская» или «авторская песня» — обобщающий термин для движения певцов и авторов песен, возникшего в начале 1960-х годов. Его можно сравнить с движением американского народного возрождения 60-х годов с их простыми аранжировками для одной гитары и поэтическими текстами.Первоначально игнорируемые государственными СМИ такие барды, как Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Галич, приобрели такую ​​популярность, что перестали распространяться государственной звукозаписывающей компанией «Мелодия». Самый крупный фестиваль бардовской музыки — Грушинский фестиваль, проводится ежегодно с 1968 года. Рок-музыка пришла в Советскую Россию в конце 1960-х вместе с битломанией, и в конце 1970-х возникло множество рок-групп: «Машина времени», «Аквариум», «Автограф». В отличие от VIA, этим группам не разрешили публиковать свою музыку, и они остались в подполье.«Золотым веком» русского рока принято считать 80-е годы. Цензура смягчилась, рок-клубы открылись в Ленинграде и Москве, и вскоре рок стал мейнстримом. К популярным группам того времени относятся «Кино», «Алиса», «Ария», «ДДТ», «Наутилус Помпилиус» и «Гражданская оборона». Новая волна и пост-панк были трендом русского рока 80-х.

21 век: Современная русская музыка

Российская поп-музыка хорошо развита и пользуется популярностью через поп-музыкальные СМИ, такие как MTV Russia, Muz TV и различные радиостанции.Ряд поп-исполнителей добились успеха в последние годы. Русский дуэт t.A.T.u — самая успешная российская поп-группа своего времени. Они достигли номер один во многих странах мира, выпустив несколько своих синглов и альбомов. Среди других популярных исполнителей — победитель Евровидения-2008 Дима Билан, а также Филипп Киркоров, Витас и Алсу. Музыкальные продюсеры, такие как Игорь Крутой, Максим Фадеев, Иван Шаповалов, Игорь Матвиенко и Константин Меладзе, контролируют основную долю российского рынка поп-музыки, в некотором смысле продолжая советский стиль управления артистами.Сцена рок-музыки постепенно превратилась из единого движения в несколько различных поджанров, подобных тем, что существуют на Западе. Есть молодежный поп-рок и альтернативный рок (Мумий Тролль, Земфира, Сплин, Би-2, Звери). Есть панк-рок, ска и гранж (Король и Шут, Пилот, Ленинград, Смута, Элизиум). Сцена хэви-метала значительно выросла, появились новые группы, играющие Power и Progressive Metal (Catharsis, Epidemia, Shadow Host, Mechanical Poet) и Pagan Metal (Arkona, Butterfly Temple, Temnozor).Рок-музыка стала преобладающей в современной России. Наиболее заметным из них является «Наше радио», которое продвигает классический рок и поп-панк. Его Chart Dozen — главный рок-чарт в России, а его рок-фестиваль «Нашествие» ежегодно привлекает около 100 000 поклонников и был назван СМИ «Русским Вудстоком». Другие включают телеканал A-One, специализирующийся на альтернативной музыке и хардкоре. Он продвигал такие группы, как Amatory, Tracktor Bowling и Slot, и наградил многие из них Премией Российской альтернативной музыки.Радио «Максимум» транслирует как российскую, так и западную современную поп- и рок-музыку. Другие типы музыки включают фолк-рок (Мельница), трип-хоп (Линда) и регги (Джа Дивизион). Хип-хоп / рэп представлен Bad Balance, Kasta, Ligalize и Mnogotochie. Также есть экспериментальная рэпкор-сцена, которую озаглавили Дельфин и Кирпичи. Возник специфический, исключительно русский вид музыки, в котором смешаны криминальные песни, бард и романтика. Он называется «Русский шансон» (неологизм, популяризируемый его главным промоутером — Радио Шансон).Его главные художники — Михаил Круг, Михаил Шуфутинский, Александр Розенбаум. С текстами о повседневной жизни и обществе, а также с частой романтизацией преступного мира шансон особенно популярен среди взрослых мужчин из низшего социального класса. Электронная музыка в современной России развита недостаточно по сравнению с другими жанрами. Во многом это связано с отсутствием продвижения по службе. Есть несколько независимых андеграундных исполнителей, исполняющих IDM, даунтемпо, хаус, транс и дарк-пситранс (включая трекерную музыкальную сцену), а также транслирующие свои работы через интернет-радио.В их числе Parasense, Fungus Funk, Kindzadza, Lesnikov-16, Yolochnye Igrushki и Messer Für Frau Müller. Из немногих артистов, которые пробились в массовые СМИ, есть PPK и DJ Groove, которые используют саундтреки советских фильмов для своих танцевальных ремиксов.

Откуда: Музыка России

Рихард Тарускин «О русской музыке»

В «РУССКОЙ МУЗЫКЕ» собраны статьи Ричарда Тарускина на эту тему, опубликованные в различных периодических изданиях с 1975 года до начала тысячелетия.Для этого тома критик написал обширное введение, а ко многим статьям он добавляет постскриптумы, в которых обсуждаются последствия его замечаний для СМИ.

Следует прояснить одно: этот сборник действительно охватывает только русскую музыку до Шостаковича. В то время как поклонники Чайковского, Мусоргского, Глазунова, Прокофьева и др. Будут вполне довольны этим, th

ON RUSSIAN MUSIC собирает статьи Ричарда Тарускина на эту тему, опубликованные в различных периодических изданиях с 1975 года до начала тысячелетия.Для этого тома критик написал обширное введение, а ко многим статьям он добавляет постскриптумы, в которых обсуждаются последствия его замечаний для СМИ.

Следует прояснить одно: этот сборник действительно охватывает только русскую музыку до Шостаковича. Хотя поклонники Чайковского, Мусоргского, Глазунова, Прокофьева и др. Будут вполне ей довольны, наблюдается заметное отсутствие интереса к композиторам, достигшим совершеннолетия в 1960-х годах и позже. Есть две статьи, посвященные фестивалям малоизвестных советских и постсоветских композиторов, но замечания довольно общие.София Губайдулина упоминается всего пару раз в списках композиторов без каких-либо подробностей. Единственный раз, когда Альфред Шнитке существенно появляется, — это его комментарии о Прокофьеве, а не его собственная музыка.

Я должен признать, что меня мало интересуют самые ранние композиторы, которых трактует Тарускин, но когда он обсуждает раннюю и среднюю советскую эпоху, мне нравятся его взгляды. Тарускин много раз повторяет тенденцию западных критиков утверждать, что советские произведения, которые им нравились, были тайно диссидентскими, даже когда этому нет доказательств (а иногда и наоборот).Тарускин приписывает Шостаковичу двойственность, но отмечает, что скрытый элемент — жалость к себе и самоутешение, а не инакомыслие. Таким образом, одержимость секретными программами в его музыке ошибается. Как пишет Тарускин, «прыгать от таких выражений недовольства к резкому антикоммунизму (или прозападничеству), как это сделали многие рецензенты писем Гликмана, — грубая ошибка».

Еще одна актуальная тема — ответственность за использование откровенно сталинских материалов. Известно, что Тарускин (in) считает Прокофьева титаном музыки 20-го века, но его музыка не существует в вакууме, и поддержка определенных произведений без упоминания их контекста предает жертв Сталина.

Как и все критики, у Тарускина есть несколько мнений, с которыми нельзя согласиться, это нормально. Но иногда случаются недоразумения. Он говорит о «вызывающе восхищенном ответе Карлхайнца Штокхаузена на разрушение Всемирного торгового центра», когда, как знают те, кто знаком с безумной личной космологией композитора, ответ не был ни завистливым, ни восхищенным.

25 лучших сувениров и подарков, которые можно привезти из России

Путешественникам всегда хочется привезти домой сувениры и подарки, которые будут напоминать им о поездке..

Проверьте мой дорожный рюкзак, я получаю нашивки из каждой страны, которую я посещаю. Как это круто?!

В России живет несколько художников, поэтому вы можете ожидать увидеть одни из лучших произведений искусства и ремесел, выставленных на улицах. На самом деле это самые популярные русские сувениры, которые можно забрать домой и раздать друзьям и членам семьи в качестве подарка.

Кроме этих поделок, есть еще несколько интересных вещей, которые вы можете купить в России на память о поездке.Это то, что редко можно найти в своей стране и в других частях мира. Пожалуйста, ознакомьтесь с этим списком 25 лучших русских подарков и сувениров, которые вы можете привезти домой из России.

1. Матрешки

Матрешки также называют русскими матрешками и, пожалуй, являются одними из самых популярных сувениров из России. Куклы доступны в различных традиционных стилях. Вы найдете симпатичных, одетых в красочные платья с цветочным принтом и красивые платки.У них причудливый дизайн и замысловатая роспись.

Это прекрасный сувенир для маленьких девочек или даже для взрослых подруг, так как он станет отличным украшением гостиной.

2. Водка

Водка настолько распространена в России, что почти как питьевая вода (шучу, на самом деле это один из стереотипов). Даже если вы не сильно пьете, велика вероятность, что вы попробуете этот чудесный напиток в какой-то момент во время поездки в Россию.Конечно, водку можно купить в любой точке мира, но нет ничего лучше, чем получить бутылку знаменитого напитка России из страны-производителя.

Этот крепкий алкогольный напиток глубоко укоренился в русской культуре и может стать прекрасным сувениром если не для себя, то для друга или члена семьи, который любит хорошо выпить. Рекомендуется покупать водку в большом супермаркете, что гарантирует ее качество.

Я рекомендую вам купить одну из марок водки, которую вы видите ниже. Это дешевая и действительно хорошая водка:

  • «Пять озер»

Также вы можете купить всемирно известную русскую водку «Столичная» или «Русский Стандарт». но я не думаю, что это так круто, как купить один из брендов, которые пьют местные жители.

3. Гжельская керамика

Если вас интересуют изделия из керамики для дома, то стоит задуматься о покупке сувениров из Гжели. Этому стилю керамики более 200 лет, он происходит из села Гжель. Самые распространенные из них — это те, которые имеют бело-голубой цветочный узор, и хотя сейчас вы можете найти их по всему миру, все будет по-другому, если вы получите их там, где они возникли.

Здесь можно найти красивый гжельский фарфор, пиалы, чайные сервизы и другую посуду.Они будут прекрасно смотреться в вашем доме! Это мой самый любимый сувенир из России!

4. Валенки

Валенки — это популярная обувь из войлока, которую раньше носили зимой. Возможно, вы не так часто видите их в наши дни в городах, но в более отдаленных районах вы все еще можете увидеть, как валенки используются, особенно детьми.

Валенки представляют собой настоящую часть русской культуры благодаря уникальным цветам и напоминанию о суровых зимах, которые можно испытать в России.Обязательно приобретите пару таких «русских ПХГ» себе или кому-нибудь в подарок из России.

5. Икра

Если вы не эксперт по икре, вы можете быть удивлены, узнав, что Россия производит одну из лучших икры в мире. Точно так же, как есть изысканные сорта оливкового масла из Испании и Италии, Россия производит множество различной икры, изюминкой которой является икра белуги.

Икра представляет собой огромную часть рациона россиян, и вы можете получить банку красной икры всего за 10 долларов и превратить ее в маленький, дешевый и действительно аутентичный сувенир, который можно привезти домой.

6. Православные иконы

Одним из основных аспектов русской культуры является выдающееся положение православного христианства, главной религии страны. Возможно, вы не религиозны, но одним из самых аутентичных сувениров, которые вы могли бы привезти, была бы какая-то форма православной иконы.

Хотите ли вы что-то простое, например деревянное яйцо с изображением Пресвятой Богородицы или большую деревянную картину Марии и Иисуса в деревянной раме, возьмите с собой православную икону — это станет отличным сувениром из России.

7. Палех

Русские известны своей традицией росписи по дереву. Это восходит к -м годам века, но, тем не менее, вы обнаружите, что многие русские все еще увлекаются этим, особенно те, которые живут в деревнях Палех, Холуй, Мстёра и Федоскино. Большинство этих произведений искусства представляют собой раскрашенные коробки из дерева.

Многие из них выставлены на улицах Санкт-Петербурга, и они стали очень популярными среди туристов со всего мира.

8. Кружки Starbucks

Хорошо, это может показаться действительно туристическим занятием, но кого это волнует? В конце концов, вы в отпуске, и нет ничего круче, чем принести домой кружку Starbucks в русском стиле. Вашим друзьям это понравится в подарок!

Кружки Starbucks — отличные сувениры, так как вы, скорее всего, будете регулярно использовать их, чтобы пить кофе. Есть ли лучший способ напомнить себе о прекрасном времени, которое вы провели в России?

9.Военные сувениры коммунистической эпохи

Если вы хотите привезти домой что-то интересное и уникальное, то военная форма коммунистической эпохи будет отличным выбором. Они бывают в виде шляп Советской Армии, униформы, значков, медалей и т. Д. Теперь вы можете найти несколько из них, которые продаются по очень разумным ценам и могут быть куплены дешево, особенно если поторговаться.

10. Хохлома

Хохлома — русская деревня недалеко от Нижнего Новгорода, которая славится производством традиционной русской посуды.В наши дни в России есть компании, которые адаптировали эту традицию и создали собственную современную версию посуды.

Это произведение искусства обязательно поразит вас, ведь посуда расписана очень нежным цветочным орнаментом и расписана праздничными красками. Так что, если вы хотите красивое украшение для своего дома, это будет идеальным выбором.

11. Дымковские игрушки

Дымковские игрушки или Вятские игрушки — это сувениры из моего родного города — Кирова.Эти типичные русские игрушки вылеплены из глины. Обычно они представляют собой лепные фигурки людей или животных и представляют собой один из древнейших аспектов русского ремесла. Дымковские игрушки уже не так популярны из-за роста массового производства пластмассовых игрушек, но они представляют собой часть российской истории, которая в противном случае была бы забыта.

В покупке этих маленьких игрушек в качестве сувениров замечательно то, насколько изящны их цветовые узоры. Они станут прекрасным дополнением к полкам в гостиной.

12. Меховые шапки

Арнольд Шварценеггер в русской меховой шапке в фильме «Красная жара».

Хотя меховые шапки продаются в разных странах мира, русские меховые шапки — это нечто иное. Если вы видели те классические фильмы, действие которых происходит в России (например, «Красная жара»), то наверняка заметите элегантные меховые шапки, которые носят стильные мужчины и женщины.

13. Мед из Сибири

Благодаря богатству дикой природы, Сибирь производит один из самых чистых и высококачественных медов в мире.Хотя они могут и не так хорошо известны, Алтайский регион в Сибири производит удивительный сырой мед, и его намного проще и дешевле купить в России, чем где-либо еще в мире.

Учитывая, что пчелы вымирают, а хороший мед в наши дни найти труднее и дороже, воспользуйтесь тем фактом, что вы находитесь в России, и возьмите несколько банок с хорошими продуктами.

14. Балалайка

Балалайка — деревянный струнный инструмент, похожий на гитару с треугольным основанием.Существует множество инструментов балалайки, каждый из которых различается по размеру и высоте звука. Балалайка остается обычным явлением и сегодня, но на самом деле это отражение старинной русской народной музыки, восходящей к 19 веку.

Произведите впечатление на своих друзей на следующем званом обеде, выбрав эту интересную на вид гитару, которую вы купили в России.

15. Спортивные сувениры

Спорт доминирует в русской культуре, и один из лучших сувениров, которые можно приобрести в чужой стране, — это своего рода спортивный сувенир.Самый популярный вид спорта в России — футбол, поэтому футболка от таких популярных футбольных клубов, как Спартак Москва или Зенит Санкт-Петербург, будет хорошим началом. Если вы не любите футбол (футбол), то подумайте о том, чтобы подобрать очень классную хоккейную майку сборной России.

Для тех, кто не любит майки, сувенир с чемпионата мира по футболу FIFA 2018 или зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году тоже не будет плохим выбором.

16. Чебурашка

Кажется, в каждой стране есть популярный персонаж детства, будь то Винни-Пух или Русалочка.В России Чебурашка доминирует в мире детской литературы. Это маленькое животное, похожее на обезьяну, также известное как Topple, является национальной иконой в России.

Вы бы себя обманули, если не возьмете хотя бы маленькую куклу Чебурашку с собой, поскольку это огромная часть их основной культуры.

17. Копии пасхальных яиц Фаберже

Вы, наверное, знакомы с пасхальными яйцами Фаберже — произведением искусства, созданным русским ювелиром Карлом Густавом Фаберже.Ювелир из Санкт-Петербурга создал этот прекрасный шедевр для Императорской семьи России.

В наши дни вы найдете множество копий этого знаменитого шедевра, которое продается по всей России. Это красивые яйца, сделанные из золота или серебра и украшенные кристаллами, жемчугом, слоновой костью, нефритом, бриллиантами, рубинами и т. Д. Цена будет варьироваться в зависимости от того, из чего сделаны яйца.

18. Янтарные украшения

Янтарные украшения — еще один популярный сувенир, который можно купить в России.Что хорошо в покупке, так это то, что вы можете просто спрятать их в ручную кладь. Обычно они бывают серебристыми и имеют золотистые и зеленые капли окаменелой древесной смолы, что очень напомнит вам о России.

Это также отличный подарок для близких и даже может служить фамильным украшением, если вы просто позаботитесь о нем.

19. Подстаканник

Этот странно выглядящий предмет покажется неподготовленному глазу металлической кружкой, из которой пили короли.Эта кружка, известная как Подстаканник, на самом деле представляет собой подставку для чайного стакана, которая используется для удержания стакана. В советское время их производили массово, и сегодня они являются традиционным способом подачи чая в России.

Ни один сувенир не обходится без какой-либо посуды для питья, так почему бы не вернуть этот уникальный предмет и не сделать ваше следующее чаепитие чем-то особенным.

20. Павлопосадские шарфы

Павлопосадские шарфы известны своим отражением традиционной русской моды и элегантности.Это традиционный аксессуар, которым русские женщины прикрывают плечи, используют в качестве головного убора или оборачивают вокруг талии. Название происходит от города Павловский Посад, крошечного городка под Москвой, где производят платки.

Элегантный и удобный шарф — аутентичный предмет русской одежды и один из самых красивых предметов, которые можно купить в России.

21. Часы для военных / летчиков

Россия имеет долгую историю производства одних из лучших в мире часов для военных и летчиков.Хотя они могут быть не такими известными, как швейцарские часы, крупные бренды, такие как Vostok и Volmax, теперь делают себе имя во всем мире.

В России можно найти все, от новых моделей до олдскульных винтажных моделей по разумной цене. Присмотритесь к магазинам и найдите поистине уникальный аксессуар, который будет больше, чем просто сувенир.

22. Сувениры из бересты

Кора березы используется практически по всей России.Вы найдете декоративные народные поделки из коры: шпильки, шкатулки, рамки для картин и т. Д.

Вы обязательно оцените сложность дизайна. Это очень красивые творения с деталями, напоминающими кружева, которые редко можно найти в других странах.

23. Богородские деревянные игрушки

Россияне любят создавать художественные изделия из дерева, и Богородские деревянные игрушки являются одними из лучших их произведений.Это отличные сувениры для ваших малышей.

Это крошечные веревочки и игрушки с шариками, которые снабжены скользящими механизмами, которые заставляют медведей хвататься за мед или крестьян рубить дрова. Это очень причудливые игрушки, которые обязательно понравятся вашим детям.

24. Русский шоколад

Бельгия, возможно, имеет самую большую репутацию в области производства прекрасного шоколада, но российские шоколадные конфеты тоже на высоте. Россия производит множество фантастических шоколадных конфет от темного шоколада до более сладких сортов.Вы можете быть немного ошеломлены, когда увидите огромный ассортимент шоколадных конфет, доступных в России, поэтому попробуйте спросить рекомендации или рискните и выберите несколько. Очень рекомендую попробовать знаменитый русский шоколад «Аленка» и «Бабаевский».

В качестве новинки у российских шоколадных конфет одна из самых уникальных упаковок. Некоторые из них настолько красивы, что вы, возможно, даже не захотите их есть и оставите шоколад для демонстрации.

25. Книги Толстого или Достоевского

Ни один серьезный любитель или литератор не может поговорить о книгах без упоминания легендарных русских авторов Льва Толстого или Федора Достоевского.Получить копию их книг не проблема ни в одной части мира, но нет ничего круче, чем добавить на свою книжную полку подлинную русскую гравюру «Война и мир» или «Брат Карамазов».

Вы будете удивлены, насколько иначе выглядят обложки книг в России по сравнению со стандартной версией, которую вы можете увидеть в любом другом книжном магазине в вашей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *