Товаров: 0 (0р.)

Рисунок с тенями: Урок 4. Светотень. Как нарисовать дом

Содержание

Как нарисовать падающую тень карандашом поэтапно для начинающих

Умение правильно строить и изображать падающую или отброшенную тень крайне важно, поскольку позволяет создавать максимально реалистичные художественные работы. Изображается она по правилам двухточечной перспективы. Выполняется это довольно просто и быстро. Поэтому такие учебные задания будут по плечу даже начинающим художникам.

Рисуем Свет

Работа над абсолютно любым изображением требует от художника обязательного присутствия в нём источника света, поскольку только  благодаря свету человеческий глаз способен различать предметы и пространство вокруг себя. Рисуя те или иные предметы, необходимо сразу представлять, где именно по отношению к ним находится источник света.

Рисуем Тень

Освещённые с одной стороны, все предметы отбрасывают тени с другой.

Тени от предметов бывают 2 видов. Собственная тень – это тень от предмета на собственной поверхности. Отброшенная тень –  это тень от предмета на плоскости, возникающая из-за того, что свет не может пройти сквозь данный предмет.

Тень собственная указывает на форму предмета, а падающая – на форму предмета и одновременно на направление света.

Падающая тень рисуем карандашом

Рисование с натуры позволяет художнику видеть форму падающих теней от предметов. Рисование же воображаемых предметов требует знания законов перспективы, которые помогают строить тени.

Изображение теней правильной формы очень важно, поскольку от них зависит восприятие формы предметов, представленных на картине. Поэтому тем, кто только постигает азы в рисовании, рекомендуется выполнить несколько учебных рисунков, с целью получить и закрепить навыки построения теней.

Тень от прямоугольного объекта

Рисунок прямоугольного объекта с падающей от него тенью является самым простым.

Расположите лист бумаги горизонтально. Изобразите примерно в середине листа линию горизонта.

Чуть ниже нарисуйте объёмный прямоугольник.

Слева вверху, на небольшом отдалении от линии горизонта поставьте точку – условный источник света. Опустите от него перпендикуляр на линию горизонта. На пересечении с ней будет точка затухания тени.

Затем проведите 3 прямых линии подлиннее, идущие от источника света через 3 ближайшие к вам вершины прямоугольника.

После этого аналогичным образом проведите линии через точку затухания тени и 3 нижние вершины фигуры.

Все линии пересекутся между собой на плоскости перед прямоугольником.

Соедините точки пересечения линий и получите форму падающей тени от прямоугольника.

Теперь можете заполнить её цветом.

Тень от сферы

Падающая тень от сферического объекта изображается аналогичным образом, но с некоторыми отличительными нюансами.

Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нём линию горизонта.

Чуть ниже изобразите сферу.

Над линией горизонта разместите источник света, под ним, на линии горизонта – точку затухания тени.

Для простоты построения тени впишите сферу в условный квадрат.

Проведите 2 прямых линии от источника света через 2 верхних вершины квадрата.

Затем проведите 2 прямых линии от точки затухания тени через 2 нижних вершины квадрата.

Все линии должны пересечься между собой. Соедините точки их пересечения и получите остроугольную тень от прямоугольника.

Для того чтобы получить овальную тень от сферы, проведите дополнительные линии от источника света через середины боковых и верхней стороны квадрата. Они пересекут схематичную тень. Это будут точки соприкосновения овальной тени с границами теней  остроугольной.

Прорисуйте криволинейную форму тени, падающей от сферы. Сотрите все вспомогательные линии, которые использовали для построения. Поработайте цветом.

10 основных принципов построения света и тени в рисунке

Когда мы смотрим на рисунок, за его реалистичность отвечают сразу несколько факторов — верность построения, перспективные сокращения и свето-теневые отношения. Благодаря последнему пункту рисунок или набросок простым карандашом становится реальным и объемным, ведь именно свет и тень определяют то, каким мы воспринимаем предмет.

С основ светотени начинается изучение академического рисунка. В данное понятие также включают еще одно — валер.

Валер — оттенок тона, который определяет различие света и тени одного цвета. Чем лучше ученик видит эти различия, тем более реалистично и качественно выглядит изображение. 

Сегодня мы рассмотрим с Вами 10 основных принципов построения света и тени в рисунке, которые помогут вам осуществлять работу над учебными и творческими картинами. 

 

Проанализируйте свет и тень

Для того, чтобы правильно изображать световые и теневые места, нужно явно понимать, какие участки к какому световому семейству относится. 

Световые места можно определить следующим образом. Встаньте рядом с источником света и увидите каких участков свет касается. Всё это будет будет светом на рисунке.

Все остальные участки, которые скрыты от освещения (даже с учетом отраженного света), будут относится к семейству тени. 

 

Используйте шкалу значений

Шкалу значений Вы можете сделать самостоятельно. Такое задание выполняют ученики на первых занятиях по академическому рисунку. Нарисуйте прямоугольник и разделите его на  7-9 участков. Далее выполняйте набор тона от самого темного к самому светлому оттенку. Такое упражнение дает понимание того, каким образом необходимо набирать тон, а также является шкалой значений для тона. 

 

Относительные значения

Наше зрение часто нас обманывает. Особенно это касается восприятия света. В частности, особенно интересно то, как мы воспринимаем яркость предмета в зависимости от того, в каком окружении он находится. 

На приведенной картинке Вы можете видеть 2 совершенно одинаковых квадрата, которые находятся на разном фоне. Иллюзия состоит в том, что на белом квадрат кажется темнее.

 

 

Понимайте освещение 

На предмете мы видим не только свет и тень, существует еще много промежуточных вариантов. Давайте разберем эти тонкие моменты:

  • Полутон — свет изменяется по мере отдаления от источника света. 
  • Собственная тень — участок, который не освещен на предмете основным источником света и который не освящен отраженным светом. 
  • Полутень — участок, который находится вокруг падающей тени.
  • Окклюзия — тень, которая образуется в том участке, где два предмета сближаются. 
  • Отраженный свет — свет, который отражается от плоскости и падает на участок, который находится в тени.
  • Блик — самый светлый участок предмета. 
  • Основной свет — место, которое напрямую освещено. 

Помните об отраженном свете

Иногда кажется невероятным, что в теневом участке появляется свет. Это связано с тем, что существует понятие отраженного света. Его интенсивность зависит от того насколько светлый предмет отражает свет и близость предмета, который отражает свет.

Чем ближе и светлее предмет, который отражает свет, тем более ярким будет отраженный свет. 

 

Умейте анализировать свои ошибки

Смотрите на своё изображение и анализируйте его. Таким образом Вы сможете увидеть ошибки, которые могли бы допустить. Среди самых распространенных ошибок:

  • слабое отражение света, которое приводит к путанице между полутоном и отраженным светом. Зритель теряется в изображении и не может осознать предмет целостно. 
  • светлые полутона слишком темные — это приводит к тому, что светлый предмет может казаться грязным или неровным. 
  • темные полутона слишком светлые — происходят искажения в форме. 

 

Используйте шкалу значений на вашем предмете

Если Вы понимаете, что в рисунке допущены ошибки, но не можете понять какие именно, нарисуйте быструю тоновую рассадку. Такое изображение является черновым и не требует сложного построения. Разбейте свое изображение на три-четыре основных тона и сверьте с тем, что получилось у Вас на чистовом изображении. 

 

Тренируйтесь 

Еще один из основных принципов построения света и тени в рисунке- постоянная тренировка. Недостаточно научиться рисовать предметы только под одним комнатным освещением. В зависимости от того, каким будет источник света, какого формата он будет (теплый или холодный свет), его интенсивности и местоположения, будет меняться освещение предмета на рисунке. Экспериментируйте с одним предметом и разным светом, чтобы закрепить знания. 

 

Работайте с ограниченным диапазоном 

Диапазон между светлым  и темным безграничный. Но не всегда можно передать эту разницу правильно, особенно в самом начале обучения, когда умение набора тона недостаточно развито. Поэтому пробуйте работать с ограниченным диапазоном, сократите степень контрастности между самыми светлыми и самыми темными оттенками. 

 

Работайте с образцом 

Для того, чтобы понимать, как распределяется свет на Вашей постановке, Вы можете подготовить маленькую зарисовку простого предмета, на примере которого можно разобрать распределение света и в дальнейшем использовать это как подсказку.

Основы рисования, учимся изображать тени

В большинстве учебных заведений художников на первых этапах обучают, как рисовать тени. Обучение проводится на примере изображения простых геометрических фигур в трехмерном пространстве – куб, шар, цилиндр и прочие. Это кажется примитивной работой, но она помогает сделать первый шаг в познании формы и объема, научиться переносить на бумагу темные и светлые участки фигур, делая это в несколько правильных этапов. Дальнейшая художественная практика практически невозможна без понимания данных простых истин.

Чтобы набросок или рисунок выглядел реальным, он должен иметь объем, аналогичный своему оригиналу. В данной статье будет рассказано, как выразить трехмерность изображения, нанося тени с помощью карандаша.

Светлые и темные участки

Все изображения на бумаге призваны радовать глаз, а потому должны быть эстетически красивыми. Чтобы добиться подобного эффекта, нужно надлежащим образом выдержать контраст света и тени, он оживит изображения, сделав их объемными, живыми и интересными. В чем же заключается искусство изображения теней?

Немного теоретической информации

Знаете ли вы, за счет чего мы видим форму предметов? Исключительно благодаря контрасту света и тени. Проверить это не сложно, положите предмет на стол и отключите все источники света – вы не увидите его форму, пока не вернется свет. Можно создать и обратную ситуацию, ярко осветив предмет со всех сторон, в таком случае его форма снова будет не видна. Это доказывает, что форма видна благодаря границе между тенью и светом.

Свет и тень отображаются по определенным правилам, по существующим природным закономерностям. Если знать их, можно сразу предполагать, как по предмету будет распространяться свет, где на нем образуются тени. Знать эти законы человеку пера просто необходимо.

Из чего слагаются свет и тень

Свет и тень имеют свои структурные единицы, которые делят на блик, свет, полутень, саму тень, рефлекс и падающую тень. Все они рассматриваются последовательно и подробно.

Блик – это световое пятно, его можно наблюдать на глянцевой поверхности, имеющей выпуклость или без нее. Образование блика проходит из-за большого количества света, падающего на предмет.

Свет – ярко освещенные участки.

Полутень – не ярко выраженная тень, получается в результате освещения несколькими источниками света, либо если поверхность предмета повернута к свету под небольшим углом.

Тень – слабо освещенные части предмета, ее разновидность – падающая, называется так, потому что наблюдается на плоскости, на которой стоит предмет, и является его отражением. Еще одна разновидность – собственная, наблюдается на той стороне предмета, которая не освещена.

Рефлекс – слабо выраженное пятно света, наблюдаемое в области тени. Увидеть его можно благодаря лучам, отражающимся от иных предметов, расположенных неподалеку.

Понимание и выполнение всех этих элементов света и тени помогает художнику выполнять свои работы реалистично и объемно, даже работая только карандашом.

Какие правила использует создание изображений с помощью компьютерной графики

Компьютерная графика хотя и использует другие методы, но тоже относится к рисованию. Изображение теней в специальных компьютерных программах, таких, как САИ или Фотошоп не имеет отличий от стандартного рисования на бумаге. В компьютерном рисовании действуют все те же правила, что и при реальном изображении от руки. Потому изучение художественной теории для создания компьютерной графики необходимо на таком же уровне.

Первый шаг к профессиональному рисованию – выбор необходимых инструментов

Для первых уроков изображения тени идеальным инструментом является карандаш. Для изображения трехмерных предметов можно использовать любые краски, уголь или другие подвластные художнику инструменты, но лучше всего для начального обучения пользоваться карандашом.

Для изображения тени используются специальные карандаши, купить которые можно в наборах. Если нет средств на приобретение набора для художника, можно взять обычный грифель, продающийся в любом канцелярском магазине. В специализированных магазинах для художников можно купить и специальную бумагу, самой лучшей для данного урока будет плотная и жесткая модификация.

Если все же решено использовать наборы карандашей, то следует знать, что они различаются плотностью грифеля – мягкие (от М до 9М), твердые (от Т до 9Т). В зарубежных аналогах мягкий обозначается В, а твердый Н.

Для работы над светом и тенью достаточно набора из 3 карандашей мягкой и твердой группы по порядку, то есть включительно до 3 знака. В рисовании тени применяют твердые грифели, для света мягкие.

Почему необходимо использовать специальную бумагу. Те листы, на которых печатает принтер, имеют слишком гладкую поверхность, а потому не подходят для рисования. Слишком жесткая бумага затрудняет процесс нанесения на нее тени. Потому оптимальными являются специальные листы, реализуемые в канцелярских магазинах. Чтобы научиться рисовать свет и тень, начать нужно именно с покупки правильного инструментария.

Второй шаг – линейный набросок

Чтобы изобразить тени на эскизе, следует для начала сделать линейный набросок предмета. Предпочтительней делать это с использованием натуры, но можно использовать и фотографию. Важным условием в данном случае является только статичность выбранного объекта, это даст достаточное количество времени для его изображения.

Для первого рисунка можно выбрать любой предмет домашнего обихода. Можно создать композицию или выбрать уже готовый вид, это будет хорошая натура для первого опыта.

Если используется фотография, лучше возьмите монохромный ее вариант, он облегчит процесс изображения очертаний и теней.

Третий шаг – ахроматические цвета

Работа с карандашом подразумевает использование ахроматических цветов. Это все монохромные оттенки от белого, то самого темного черного с разнообразием серого в середине, подразделяющегося по насыщенности.

Для работы необходимо сделать ахроматическую шкалу, для этого на отдельном листе или в углу намеченного рисунка изображают прямоугольник, его делят на 5 частей или большее количество секций. Начинающим художникам рекомендуют именно 5 частей. Каждой части присваивают номер.

Первую часть оставляют белой, последнюю зарисовывают черным, остальные 3 отделения заполняют серым разных оттенков, разделенных по тону. Полученное в результате изображение создаст что-то вроде палитры для карандаша. В ней самый первый квадрат будет самым светлым, последний самым темным, а между ними будут располагаться серый светлый, средний и темный.

Четвертый шаг – немного теоретической информации о тенях

Чтобы понять, как нарисовать тень, необходимо понимать природу ее появления. Для этого определяют главный источник света. Зная, где он, можно хорошо проследить, что ближе к нему находятся самые светлые участки, тени же располагаются противоположно. Большую скрупулезность нужно проявить в изображении отражений, зачастую они являются самым ярким местом композиции.

Пятый шаг – учимся правильно штриховать

Изобразить тень проще всего методом штрихования, которое создается поверх сделанного карандашом наброска. Штриховать можно по-разному, вид штриховки выбирают исходя из самого предмета, источника освещения и вида эскиза. Среди всех разновидностей штрихования по частоте использования особенно выделяются прямое, круговое и крестовое.

Прямое подразумевает нанесение большого количества параллельных линий на минимальном расстоянии друг от друга. Хорошо использовать его для изображения волос или предметов без выраженной текстуры.

Круговое предусматривает множество мелких кругов. Если наносить на рисунок дополненные линиями мелкие круги, то такой тип штриховки создает замысловатую и интересную структуру, помогает продемонстрировать плотность объекта, если располагать круги недалеко друг от друга.

Крестовое помогает затонировать объект, предусматривает нанесение пересекающихся линий. Используется, если нужно придать рисунку глубину.

Шаг шестой – переходим к практике

Пробуем создать собственную тень. Наше изображение находится еще на стартовой линии, здесь не стоит слишком усердствовать с тенями и изображать их в излишне темном тоне. Это позволит удалить затененность, если она выйдет неправильной. Наносите все штрихи последовательно, наполняйте линиями те места, где они нужны, в светлых участках оставляйте белые пятна.

На каждом этапе нанесения рисунка сравнивайте его с оригиналом, чтобы убедиться, что каждая тень прорисована там, где надо.

Шаг седьмой – терпение и поэтапный труд

Тени накладывайте в несколько слоев, затеняйте необходимые места поэтапно, создавая один слой за другим. Оставляйте ощутимо контрастирующие линии между светлыми и темными участками. Не забывайте пользоваться ранее созданной ахроматической шкалой, созданный в одном сером тоне рисунок никогда не станет живым и объемным.

Не торопитесь. Нанесение штриховки для изображения темных участков похоже на проявку черно-белой пленки, проводится в несколько неторопливых приемов, здесь основой успеха является терпение.

Шаг восьмой – растушевываем тени

После нанесения штрихов их необходимо растушевать, чтобы все линии стали более похожими на оригинал и не такими резкими. Нажим не должен быть излишне сильным, но и не слабым. Растушевку проводят до тех пор, пока результат не покажется удовлетворительным.

При отсутствии специальной растушевки можно воспользоваться кусочком бумаги небольшого размера. Те места, которые были зетенены случайно, выравнивают ластиком. Часто приходится высветлять блики или контуры, которые не скрылись под слоем штриховки.

Не бойтесь ошибаться, ведь в начале своей карьеры ошибались даже великие художники.

Полезные советы :

  • чтобы избежать пятен на рисунке, проложите лист бумаги между рукой и эскизом:
  • для удаления ошибок используйте виниловые ластики, они не нарушают структуру бумаги, хорошо удаляют карандаш и не пачкают рисунок;
  • не пытайтесь растушевать пальцем;
  • для проявления максимального контраста необходимо обеспечить хороший свет;
  • держите грифель под меньшим углом к листу, так рисование будет происходить боком, а не кончиком, что позволит сделать тени более натуральными. 

Светотеневой рисунок простых геометрических тел

Вводя в линейный рисунок светотень, т. е. передавая с помощью тона различную освещенность поверхностей изображаемых предметов, вы сможете полнее выявить их объем и создать на плоском листе глубокое трехмерное пространство. Освещение предметов может быть концентрированным или рассеянным. Прямой свет Солнца или лампы дает концентрированное освещение. Направленный свет, проходящий через среду, рассеивающую световые лучи (например, солнечный свет через облака в пасмурную погоду), создает рассеянное освещение.

Наблюдая различные предметы при рассеянном освещении и при ярком свете от точечного источника, вы могли заметить, что направленный свет активнее, чем рассеянный, «проявляет» пластику поверхности, помогает лучше понять форму и конструкцию предмета. Если разница между размером предмета и расстоянием от него до источника света незначительна, то необходимо учитывать радиальное распространение световых лучей (рис. 4.30). В тех случаях, когда величина освещаемого предмета значительно меньше расстояния от него до источника света (например, все предметы на Земле по отношению к Солнцу), лучи света принимаются параллельными (рис. 4.31).

В качестве примера распределения элементов светотени на поверхности предмета рассмотрим шар. Если шар осветить точечным источником света (рис. 4.32), часть поверхности этого предмета окажется в свету, другая часть — в собственной тени. Граница между освещенными и находящимися в тени поверхностями называется «линией собственной тени». Она определяется световыми лучами, идущими касательно поверхности предмета.

На освещенной поверхности элементы светотени следуют друг за другом в определенном порядке: самое светлое место, свет, полусвет, полутень. Освещенность поверхности предмета зависит от силы источника света, расстояния от источника света до поверхности предмета, а также от угла падения световых лучей на эту поверхность. Чем перпендикулярные падают световые лучи на поверхность, тем сильнее она освещена, а чем острее угол падения лучей, тем менее освещенной становится поверхность. Таким образом, самое светлое место на шаре располагается там, где лучи света падают перпендикулярно к поверхности. Свет помещается рядом с самым светлым местом вокруг него. Полусвет располагается рядом со светом на поверхности, еще более отвернутой от света. Полутень следует за полусветом, занимая поверхность, освещаемую лучами света, падающими под острым углом. От самого светлого места до линии собственной тени освещенность поверхности падает, что передается на рисунке плавным усилением тона.

Световые лучи не только освещают предмет, но и проходят мимо него. Отражаясь от поверхности, расположенной за предметом (в нашем примере — от плоскости, на которой стоит шар), они подсвечивают ту поверхность предмета, что находится в собственной тени. Это явление, помогающее «прочитать» форму предмета в тени, называется рефлексом, а поверхность, которая отражает свет — рефлектирующей. В реальной ситуации предмет может оказаться в окружении множества рефлектирующих поверхностей и, как следствие, подсвечиваться сразу несколькими пучками отраженных световых лучей, идущих в разных направлениях. Часто в таком случае эти рефлексы начинают спорить и разрушают поверхность предмета. В рисунке по представлению, а порой и в рисунке с натуры, из всех возможных оставляют одно или два направления отраженного света. В этом случае поток отраженного света обычно направлен навстречу потоку света от основного источника. Высветление отраженным светом собственных теней более выражено на изогнутых поверхностях, чем на плоских, так как в этом случае меняется угол падения отраженных лучей на теневую поверхность. Линия собственной тени, куда не попадают ни прямые, ни отраженные лучи света, — самое темное место на предмете.

Если освещенный предмет лежит на некой поверхности, то она также освещена светом от источника за исключением того места, где проникновению световых лучей препятствует сам предмет. Это — падающая тень. Границу падающей тени называют «линией падающей тени». Линия падающей тени зависит от формы предмета и от формы поверхности, на которую падает тень. Ее сила зависит от расстояния до предмета, отбрасывающего тень, и от положения поверхности, воспринимающей тень. Чем ближе падающая тень к предмету, который ее отбрасывает, тем она темнее, при удалении от предмета она высветляется рефлексами. Чем перпендикулярные к лучам света расположена поверхность, принимающая падающую тень, тем тень темнее и меньше по площади; чем острее угол падения лучей света на плоскость, тем тень светлее и протяженнее.

Расположение на предмете элементов светотени: самого светлого места, света, полусвета, полутени, линии собственной тени, собственной тени, рефлекса и падающей тени обусловлено формой предмета и его положением по отношению к источнику света. Зрительное восприятие светотеневых градаций зависит, кроме того, и от местоположения зрителя по отношению к рассматриваемому предмету. При перемещении точки зрения относительно освещенного предмета линия собственной тени, разграничивающая свет и тень, не меняет своего места на предмете, а теневая поверхность может получить самые незначительные изменения. Освещенная поверхность, отражающая большое количество световых лучей, может зрительно меняться довольно сильно. В нашем примере освещенная поверхность шара будет казаться светлее в том месте, от которого в глаз попадает больше отраженных поверхностью лучей, идущих от источника света, т. е. там, где угол падения лучей будет равен углу их отражения от поверхности в глаз зрителя. Это место принято называть относительно светлое место или блик. Если представить, что на шар смотрят сразу несколько человек, то для каждого зрителя место блика будет свое. По той же причине из двух одинаково освещенных граней куба покажется глазу светлее та, которая больше развернута к зрителю. Учитывать или нет в рисунке по представлению особенности субъективного восприятия зрителем светотеневых градаций — решает автор в соответствии с конкретной ситуацией.

Восприятие светотени зависит не только от положения зрителя относительно изображаемого предмета, но и от расстояния между зрителем и предметом. С одной стороны, это объясняется разрешающей способностью глаза по-разному воспринимать один и тот же предмет на разных расстояниях, с другой — воздушной средой, находящейся между глазом и предметом, задерживающей и рассеивающей отраженные от предмета лучи света. По мере удаления предметов от зрителя контраст между светом и тенью снижается, отдаленность гасит интенсивность светов и высветлят тени. Это явление называется воздушной перспективой. Отметим, что в натуре воздушную перспективу можно наблюдать на значительных расстояниях, а в рисунке ее часто используют при относительно небольшой глубине изображаемого пространства, чтобы передать его на плоскости картины.

Все многообразие светотеневых градаций — от самой светлой до самой темной — передается в рисунке тоном. Главное тональное отношение в рисунке — это отношение света и тени. Это отношение задает крайние позиции на тональной шкале, ему подчиняются все остальные элементы светотени на листе. Рассмотрите особенности распределения светотеневых градаций в натуре на примере шара. Если в реальном пространстве, где мы наблюдаем предмет, помимо точечного источника, которым освещен шар, есть и другие источники света, например — рассеянный свет из окна, отношения света и тени на шаре будут сближенными, а светотеневые градации — заметными. При снижении освещенности среды (если убрать дополнительные источники света) отношения света и тени на шаре станут контрастнее (свет — светлее, тень — темнее). В том случае, когда шар освещен только одним точечным источником света, тень станет абсолютно черной, а свет — абсолютно белым при отсутствии каких бы то ни было светотеневых градаций. Если проанализировать рассмотренные ситуации, можно сказать, что при наличии всех элементов светотени на поверхности шара его объем лучше воспринимается, контрастная же освещенность не позволяет прочитать форму шара (трудно воспринимать луну как шар, любуясь месяцем на небе). В рисунке по представлению мы можем придумать светотень, которая практически невозможна в натуре, но позволяет создать выразительный, объемный рисунок. Она объединяет контраст света и тени с выраженными светотеневыми градациями.

В дальнейших заданиях вам предстоит рассмотреть, изучить и закрепить на практике распределение элементов светотени на простых геометрических телах.

Научимся создавать плавные тональные переходы в технике штриховки.

Изобразите в верхней части горизонтального листа максимально длинную полосу, разбейте ее на десять равных прямоугольников. Заштрихуйте прямоугольники так, чтобы тон первого был, по возможности, слабым, почти незаметным на листе, а тон последнего соответствовал максимальному нажиму на карандаш.

Тон остальных прямоугольников должен меняться таким образом, чтобы каждый отличался от предыдущего и последующего на единицу тона. Вторую полосу изобразите точно под первой. Создайте на ней плавный тональный переход. Минимальный и максимальный тон на первой и второй полосе должны быть одинаковыми (рис. 4.25).

Используйте приемы штриховки, отработанные в предыдущих заданиях. Проверяйте соответствие тона не только в крайних точках, но и по всей длине тональных полос.

Тональный рисунок куба | СПЛАЙН

ЦЕПЬ ЗАДАНИЯ. Научиться создавать на листе объем куба при помощи тона.

ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ. Изобразите на листе куб, постройте падающую тень от куба на горизонтальную поверхность, тонируйте рисунок, проявляя его объем.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Рассмотрите куб, стоящий на горизонтальной поверхности и освещенный одним близким источником света, лучи от которого распространяются радиально. Источник света расположен таким образом, что из трех видимых нам граней куба одна находится в тени, две – в свету. Изобразите на листе это положение куба, источник света (Э) и проекцию источника света на плоскость (5) (рис. 4.33).

Граница между светом и тенью на кубе определяется лучами, касательными к его поверхности, и проходит по ребрам, образующим ломаную линию собственной тени. Обозначим ее на рисунке а – Ь – с – б – е – г. Линия падающей тени образуется пересечением лучей света, идущих касательно поверхности куба с поверхностью, на которую падает тень. Т. е. линия падающей тени есть тень от линии собственной тени – в данном случае от ломаной а – б – с – б – е – 1. Изобразить падающую тень от куба нам помогут примеры построения падающей тени от точки и прямой на плоскость.

Для построения падающей тени от точки необходимо задать точку (А), ее проекцию на плоскость (А’), источник света (Б) и его проекцию на плоскость (Э’) (рис. 4.34). Падающая тень от точки лежит на пересечении луча, идущего от источника света через эту точку с проекцией этого луча на плоскость, воспринимающую падающую тень. Проведите луч из источника света Б через точку А и луч из проекции источника света 5′ через проекцию точки А’. Точка А» на их пересечении является тенью точки А на данную плоскость.

Падающая тень от прямой а (рис. 4.35) на плоскость есть прямая а», найти положение которой можно, построив тени от любых двух точек (А и В), лежащих на этой прямой. Заметим, что если прямая а параллельна плоскости, на которую падает тень, то прямая а, ее проекция на плоскость а’ и ее тень а» – параллельны и сходятся на перспективном рисунке в одной точке (если плоскость горизонтальная, то прямая, ее проекция и ее тень сходятся в точке на линии горизонта).

Вернемся к построению падающей тени от куба. Очевидно, что, построив падающие тени от характерных точек перелома линии собственной тени и затем последовательно соединив их прямыми, мы получим линию падающей тени (рис. 4.36). Падающая тень от точки а есть сама точка а, так как она принадлежит плоскости, на которую падает тень. Падающую тень от точки Ь найдите на пересечении луча из Э через точку б с лучом из Б’ через проекцию точки о на плоскость (точку а). Обозначьте полученную точку тени от точки б – о».

Падающие тени от точек с, с1 и е найдите аналогично точке Ь и обозначьте их с», и е». Падающая тень от точки і – сама точка f. Соедините полученные точки а – Ь» – с» – о»’ – е» – і прямыми линиями. Это и есть линия падающей тени от куба на плоскость. Обратите внимание на параллельность отрезков б – с, с – с1 и сі – е соответственно отрезкам б» – с», с» – с1″ и а»’ – е». Это объясняется, как вы уже знаете, тем, что отрезки б – с, с – сі и сі – е параллельны плоскости, воспринимающей от них падающую тень.

Изучая в натуре собственные и падающие тени окружающих нас предметов, вы легко заметите, что в любом случае, если линия собственной тени незамкнута и имеет конечные точки, эти же точки являются конечными и для линии падающей тени. Так, линия падающей тени от куба и линия его собственной тени имеют общие точки.

В определенных таким образом освещенных и теневых поверхностях куба тональное решение рисунка будет следующим (рис. 4.37).

Грань, находящаяся в собственной тени, будет темнее на границе с освещенными поверхностями. Удаляясь от источника света и от зрителя, она высветляется рефлексами. Освещенные грани имеют разный тон в зависимости от угла падения лучей света, и обе становятся темнее при удалении от зрителя. Падающая тень от куба на горизонтальную плоскость, как правило, несколько темнее собственной и осветляется при удалении от зрителя и от предмета, отбрасывающего тень. Тон самого темного места на линии собственной тени и тон самого темного места падающей тени примерно равны. Самый темный свет должен быть светлее самой светлой тени. Рассмотрите примеры тонального решения куба с различным положением источника света на рис. 4.38 и 4.39.

ТЕНИ.

Тема неоднозначная: и скучная, и интересная, требующая вдумчивого отношения, кропотливого труда, и быстрая, до пятиминутного исполнения. «Сухая» и «живая» — все одновременно. Конечно, если изучать «Тени» в полном объеме (раздел построения в начертательной геометрии, графическая теория наложения теней, практическая отработка разными материалами и т.д.), потребуется год и более. Собственно, совершенствовать навыки объемно-теневого рисунка можно всю жизнь, но в рамках программы будут изучены лишь основные приемы, правила и термины, без которых грамотная подача принципиально невозможна. Так как качественное наложение теней простым графитным карандашом процедура длительная, в студии лучше работать в материале: сангиной, углем, чернилами. Не так утомительно и новые техники осваиваются. Занятие состоит из трех учебных дней.

Первый учебный день

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик.

Этапы

1. Продемонстрировать таблицу, заготовленную преподавателем, или выбранные работы из ранее сделанных учениками, с объемно-теневыми рисунками простейших геометрических тел.


Рисунок А.С.

2. Обсудить, откуда падает свет, и рассказать о стандартном положении источника освещения для учебных постановок: сверху, слева, чуть впереди модели или натюрморта.

3. Рассмотреть «собственные тени».

Собственная тень принадлежит непосредственно предмету (является его собственностью). Она состоит из полутонов, тона, рефлекса, блика.

4. На примере шара, куба и цилиндра проанализировать типичное расположение составляющих собственной тени при классическом освещении (один источник света при стандартном расположении) и порядок их нанесения.

ШАР

РАСПОЛОЖЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ
ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНИ

На округлых предметах при классическом освещении тон (собственно тень) поддерживает абрис наклонного эллипса, мягко градуируя к полутонам.

Изначально прокладывают полутон на все изображение.

Затем, постепенно утемняя, сохраняя плавность переходов (градацию), проявляют тон (собственно тень). Необходимо обратить внимание, что к контуру рисуемого предмета полутона высветляются.

Еще более осветляется зона непосредственной близости к горизонтальной плоскости, на которой расположена модель (рефлекс, вызываемый данной плоскостью). Особенно заметен нюанс при нетемных поверхностях. Осветления рефлекса можно добиться как уменьшением нажима на карандаш в процессе штриховки, так и легким «промакиванием» ластиком во время или после завершения работы.

В последний момент сильным нажатием ластика проявляют блик – самый выбеленный участок тени (непосредственное отражение источника света). Иногда, правда, особенно при матовых поверхностях, блик не протирают, а просто оставляют незаштрихованный участок бумаги. Оба способа возможны, но второй более трудоемкий.

Протертый бликОставленный блик

Штриховка, как правило, кладется по форме, чтобы лучше выявить объем, но никаких строгих ограничений не существует. Эффектного рисунка можно добиться, используя и однонаправленные штрихи.

Штриховка по формеШтриховка не по форме

КУБ

РАСПОЛОЖЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ
ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНИ

Изначально прокладывают слабый полутон на все изображение.

Отметить, учитывая характер освещения, что горизонтальная поверхность куба, будет самой светлой. Следовательно, нанесенный ранее полутон на ней останется далее нетронутым (возможно лишь некоторое утемнение к углам) или даже будет высветляться ластиком.

На вертикальную нарисованную поверхность, ближайшую к источнику света, повторно наносят полутон с градацией, утемняя от ближайшего к рисовальщику угла и верхней грани предмета. Количество повторных нанесений зависит от интенсивности тоновой подачи работы в целом.

На оставшуюся вертикальную поверхность повторно в несколько слоев (накладывая один на другой) наносят полутона с градацией, утемняя от ближайшего к рисовальщику угла и верхней грани предмета, таким образом, чтобы, покрытая полутоном плоскость, каждый раз была короче предыдущей.

В результате, при достаточном утемнении верхнего ближайшего угла куба, будет получен тон (собственно тень) модели, а у нижней грани образуется рефлекс. Количество повторных нанесений полутонов зависит от интенсивности тоновой подачи рисунка в целом.

Штриховка кладется в привычной для ученика манере, единственное, чего нужно избегать, это откровенной «клеточки». Яркость рисунка при правильной подаче допускается любая и зависит от индивидуальности художника.


Неудачная штриховка «клеточкой»
Варианты яркости тонировки

ЦИЛИНДР

РАСПОЛОЖЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ
ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНИ

На цилиндрических стоящих (в том числе наклонно) предметах при классическом освещении тон (собственно тень) располагается приблизительно по линии, ограничивающей третью четверть изображенной вертикальной (наклонно вертикальной) плоскости справа. Эта линия является условной осью собственно тени – самого темного участка поверхности.


Прямо стоящий цилиндр
Фрагмент наклонно стоящего цилиндра

Изначально прокладывают слабый полутон на все изображение.

Отметить, учитывая характер освещения, что горизонтальная поверхность цилиндра, будет самой светлой. Следовательно, нанесенный ранее полутон на ней останется далее нетронутым (возможно лишь некоторое утемнение у линии абриса эллипсовидной плоскости) или даже будет высветляться ластиком.

На оставшуюся нарисованную поверхность повторно в несколько слоев (накладывая один на другой) наносят полутона с градацией, утемняя от левой вертикальной контурной линии предмета до оси собственно тени (тона) и далее осветляя к правой вертикальной контурной линии, таким образом, чтобы, покрытая полутоном плоскость, каждый раз начиналась чуть правее предыдущего слоя и кончалась чуть левее. В результате будет получен тон (собственно тень) модели. Количество повторных нанесений полутонов зависит от интенсивности тоновой подачи рисунка в целом.

Затем высветляют зону непосредственной близости к горизонтальной плоскости, на которой расположена модель (рефлекс, вызываемый данной плоскостью). Осветления рефлекса можно добиться как уменьшением нажима на карандаш в процессе штриховки, так и легким «промакиванием» ластиком во время или после завершения работы.

В последний момент сильным нажатием ластика проявляют блик (можно оставить незаштрихованный участок бумаги), расположенный приблизительно по линии, ограничивающей вторую четверть изображенной вертикальной (наклонно вертикальной) плоскости слева.

Выполняя штриховку, следует ориентироваться на характер плоскости: для горизонтальной – штрихи, тяготеющие к горизонтальности, для вертикальной – к вертикальности. Особенно актуально пожелание для горизонтальных поверхностей, которые при применении вертикальной штриховки (частичном, либо полном) попросту выворачиваются или «встают дыбом».

Вертикальная штриховка
(эффект «трубы»)
Не поддерживающая
форму штриховка
(«вывернутая» плоскость)
Штриховка по форме
(подчеркивает горизонтальную
плоскость)

5. Рассмотреть «падающие тени».

Падающая тень отбрасывается самим предметом и всегда темнее собственной. Подача в виде градуированной штриховки от тона (непосредственно рядом с предметом) к слабому полутону (по удалению от него). Т.к. изучение детального построения теней не входит в программу можно ограничиться «намеком» или отобразить видимую в натурной постановке форму, учитывая вышеизложенные правила.

«Намек» на теньВидимая в натурной постановке, тень

6. Самостоятельно, пользуясь выданной ранее таблицей или удачными рисунками других учащихся, выполнить графитным карандашом на листах писчей бумаги по 4-5 светотеневых набросков простейших геометрических тел на каждом (шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед и т.д.). Количество и выбор предметов осуществляется преподавателем по факту получения результатов работы. Также можно попросить нарисовать отсутствующий в примерах объект, предположив характер теней, на основе полученного опыта.

7. Обсудить рисунки, особое внимание уделяя анализу положенных теней. При необходимости исправить ошибки.

ПРИМЕРЫ


Рисунок А.Г.
Рисунок М.А.
Домашнее задание

1. Повторить всю теоретическую базу, полученную в студии.

2. Пользуясь выданной ранее таблицей или ксерокопиями рисунков других учащихся, выполнить графитным карандашом на писчей бумаге светотеневые наброски простейших геометрических тел по листу на каждое (шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед и т.д.). Количество и выбор предметов осуществляется преподавателем по результатам прошедшего занятия.

Выбор положения источника света Линейное построение границ света и тени