Товаров: 0 (0р.)

Почему дизайнеры любят применять оптические иллюзии: Оптические иллюзии в современном дизайне

Содержание

Оптические иллюзии в современном дизайне

Иллюзия… что это такое? Слово происходит от латинского «обман, заблуждение«. Само это понятие очень интересно и коварно. Человек часто сталкивается с иллюзией в жизни с психической и физиологической стороны. Мы же поговорим пожалуй о самом безобидном проявлении иллюзии — оптической иллюзии в дизайне. Прежде чем разобрать какую роль играет такое явление, как оптические иллюзии в современном дизайне, давайте разберемся с самим понятием ОПТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ или ОБМАН ЗРЕНИЯ.

Как гласит «Википедия», оптическая иллюзия (зрительная иллюзия) — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой).

Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

Что такое оптические иллюзии

Любителем использовать в своих работах разного рода оптические обманы, был Сальвадор Дали. Одним из самых ярких примеров такой работы является картина «Лебеди, отражающиеся в слонах», написанная им в 1937 году.

Более подробную информацию о данной картине можно получить на страницах Википедии

Многим оптическим иллюзиям ученые нашли объяснения, некоторые из них остаются неизученными. Существуют различные виды иллюзий:

  • геометрические,
  • иллюзии глубины,
  • динамические иллюзии и другие.

Их природа зависит от того какие органы восприятия задействованы человеком в первую очередь в момент их созерцания. Ниже приведены примеры оптических иллюзий.

Оптические иллюзии в архитектуре

Современные дизайнеры, архитекторы и фотографы научились использовать эффект оптического обмана в своих работах. И действительно уже не редкость увидеть на улицах города, вот такие изображения, которые моментально переносят обычного прохожего в неизведанное до селе место, создавая эффект дополненной реальности. Но при этом, оставаясь, по сути, изображением на плоскости.

Такие же приемы используются и в оформлении внешних обликов зданий, что, на мой взгляд, вносит особое разнообразие в унылый и обыденный архитектурный ансамбль мегаполисов.

Оптические иллюзии в 3d-мэппинг шоу

В настоящее время очень популярным направлением в сфере создания оптической иллюзии на зданиях является 3d мэппинг. Как главит Википедия, Видеомаппинг (3D mapping)

 (англ. video — видео и англ. mapping — отражение, проецирование) — направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учётом его геометрии и местоположения в пространстве.

Это поистине завораживающее действие, над которым, как правило трудится целая команда профессиональных дизайнеров, визуализаторов, режиссеров и т.д.

Такие проекции зачастую делают не только на зданиях, но и на интерьерных композициях, телах людей, свадебных тортах и других предметах. На что хватит фантазии.

Естественно, это очень дорогостоящее удовольствие, но как правило, для обычных людей, оно доступно бесплатно на различных городских мероприятиях, где основные расходы несут администрации городов.

Или, например, на всевозможных фестивалях, как «Круг света», об участии в котором я уже писала в своей статье «Круг света. Как строили лазерный мост через Гребной канал«

Боди-арт и оптические иллюзии

Современные дизайнеры могут удивлять. Я уже писала на своем блоге о дизайнере Натали Флетчер, которая в качестве холста для своих работ использует людей. Она маскирует их на фоне природы или городского пейзажа так, что неискушенный зритель не сможет их заметить. Подробнее о ее работах читайте в статье «Вдохновляющие работы современных дизайнеров»

А вот работы другие примеры боди-арта.

Если моя статья о современных направлениях в дизайне, а в частности об использовании оптической иллюзии в дизайне, поможет сделать ваш мир ярче, я буду очень рада.

На этом все.

Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни»

по e-mail или социальных сетях  

и мы с удовольствием станем вашим проводником в мире дизайна, и будем публиковать еще больше полезной и вдохновляющей информации!

(Visited 2 787 times, 4 visits today)

Как применять оптические иллюзии в интерфейсах — CMS Magazine

Джерри Чао, специалист по UX сервиса по созданию макетов и прототипов UXPin, рассказал в своей заметке для The Next Web о том, какие бывают оптические иллюзии в интерфейсах и как их применять.

Digital-агенство Red Collar подготовило перевод заметки Шоафа, а редакция CMS Magazine подобрала несколько примеров применения иллюзий на отечественных сайтах.

Признайте, в какой-то момент жизни оптические иллюзии здорово вас удивили.

Поразительно, какие фокусы проделывает с нами зрение, но ещё больше удивляет, что мы, как правило, склонны доверять глазам больше, чем здравому смыслу. Но оптические иллюзии чаще являются результатом науки о зрении — науки гештальт.


Источник: Gestalt Art

Основы гештальт заложены в теориях, которые анализируют «слепые зоны» в работе нашего зрения. Эти основы помогают понять, как люди воспринимают визуальные объекты, и как изменения в расположении, перспективе, размере и прочем могут поменять это восприятие.

В этой статье мы рассмотрим основные понятия гештальт, наиболее пригодные для ежедневного применения в UI-дизайне.

Столпы гештальт в дизайне

Хотя так может и показаться, но основы гештальт — не работа всей жизни какого-то парня по имени Гештальт. Гештальт на самом деле — немецкое слово, означающее форму или очертания. Оно было использовано в начале XX века в качестве названия движения в психологии, в котором зародились основы гештальт.


Источник: гештальт Principles Composition

Легенда гласит, что в 1910 году психолог Макс Вертхаймер наблюдал, как огни железнодорожного переезда мигали при включении и выключении (как иллюминация, освещающая козырёк над входом в кинотеатр). Создавалась иллюзия, будто свет движется по кругу, несмотря на то, что огни просто чередовались с хорошим интервалом.

Это различие между тем, что мы видим, и тем, как мы воспринимаем визуальные раздражители, поддерживало движение гештальт в течение последующих нескольких десятилетий.

Вертхаймер вместе с коллегами разработал теории о визуальном восприятии, которые более чем через половину десятилетия стали основой веб-дизайна. Эти теории толкуют упрощённую, но классическую аксиому Аристотеля — «Целое больше, чем сумма его частей».

Основы гештальт обычно крутятся вокруг нескольких похожих концепций. Хотя эти идеи относятся к зрительному восприятию в целом, они хорошо применимы в UI-дизайне.

Рассмотрим ниже четыре свойства гештальт.

Появление

Пытаясь опознать объект, мы (люди) сначала обращаем внимание на его контуры, а потом уже сопоставляем их с знакомыми нам очертаниями. Только после опознания контуров образа мы начинаем замечать детали объекта, его части отдельно от целого.

Изображение выше часто используют для объяснения принципов гештальт. В нем зритель распознаёт далматинца целиком вместо, например, того, чтобы сказать: «Тут нога далматинца, здесь его голова. Соберём всё вместе, и тогда…»

Применение в веб-дизайне: формы и контуры должны преобладать над мелкими деталями (неважно, насколько они креативны или как сногсшибательно они смотрятся). Не имеет значения, как замечательно смотрится кликабельная кнопка, если пользователь не знает, что это кнопка.

Эти «указатели» помогают понять функцию (или же возможности действия).

Материализация

По причине того, что визуальные стимулы сильно противоречивы, наш мозг запрограммирован на «заполнение пробелов», когда информации не хватает. Это позволяет нам понимать видимое, даже если оно расплывчатое или ограниченное.


Источник: Gestalt (Principles and Laws)

Каждый из примеров выше — это небольшой трюк. В действительности это всё двусмысленные и неполные фигуры, но наш мозг может всё-таки в них разобраться.

Например, в фигуре «А» мозг говорит нам, что три неполных круга соединены белым треугольником.

Применение в веб-дизайне: «почти и чуть-чуть» тоже считается в веб-дизайне. При условии, что у вас есть достаточно информации, чтобы передать объект, мозг пользователя заполнит всё остальное. Это значит, что вы можете свободно креативить с белым пространством, и тогда у вас появляется ещё один инструмент дизайна вместо пустого холста.

Мы объясним это далее в отрывке про «правило Завершения».

Мультиустойчивость

Если у объекта есть больше, чем одна интерпретация, то сознание будет переключаться между интерпретациями, так как оно не может видеть их все одновременно. Чем дольше зритель фокусируется на одной интерпретации и меньше на другой, тем более доминирующей становится первая.


Источник: Two Faces or a Vase

Это основа многих популярных оптических иллюзий, как на картинке выше. Человек может видеть на ней как старую женщину, так и молодую, но не обеих одновременно.

Применение в веб-дизайне: если возможно, избегайте множественные интерпретации. Дважды проверяйте, смотрится ли ваш дизайн так, как вы хотите, чтобы он смотрелся. Уделяйте ваше внимание тому, как UI затрагивает UX. Тесты по юзабилити могут помочь определить эти проблемы лучше, чем если кто-то рядом с вами со свежим взглядом смотрит на ваш дизайн.

Неизменность

Также как и воплощение, неизменность — другая тактика, которую использует наш мозг, воспринимая картинку несмотря на её сильную несогласованность. Принцип неизменности показывает, что мы распознаём очертания и образ объекта вопреки разнице в перспективе, повороте, масштабе и даже незначительных деформациях.


Источник: Gestalt (Principles and Laws)

В примерах выше мы можем отличить объекты группы А от объектов группы В, хоть даже они и одинаковы. Однако, мы способны понять, что объекты группы А такие же, как в группе С и D, несмотря на то, что они искажены.

Применение в веб-дизайне: неизменность может не так прямолинейно влиять на веб-дизайн, как другие столпы гештальт; однако, это обычно применяется в тестах с капчами, раз неизменность — одно из преимуществ человека над роботами.

5 наиболее полезных правил гештальт

В 1954 году, через десятилетия после того, как Вертхаймер впервые остановился и смотрел на огни поездов, Рудольф Арнхейм собрал все основы гештальт в сокращённом виде в книге «Искусство и визуальное восприятие: психология креативного зрения». Как предложил дизайнер Кароланн Боннер, есть пять правил, наиболее полезных в ежедневном применении:

  1. Сходство.
  2. Соотношение фигур и фона.
  3. Группировка.
  4. Завершение.
  5. Продолжение.

Опишем их все по порядку.

Сходство

Объекты, которые смотрятся похоже, воспринимаются, как одинаковые. Это можно часто использовать в веб-дизайне, в области, в которой ценятся быстрейшие и простейшие способы передачи информации. Создав два элемента с похожими визуальными контурами, вы можете интуитивно передать назначение каждого.

Сходства не должны быть яркими. На примере дизайна агентства Green Chameleon ниже показано, как навигационные иконки смотрятся по-разному.

Однако, сходства в цвете, размере, интервале и расположении иконок подсказывают, что каждая иконка означает одинаковый уровень навигации (высший).

При наведении срабатывает действие, при котором выезжает объясняющий каждый раздел сайта текст. Такой пример взаимодействия работает особенно хорошо с вертикальной навигацией, поскольку он экономит пространство, но не жертвует функциональностью (при условии, что метафоры иконок имеют смысл).

Всё это относится к паттернам и их последовательности — темам, затронутым в » Лучших примерах интерактивного дизайна«. Способный дизайнер будет использовать сходства для передачи значений, понятности и сглаживания впечатления при просмотре.

Примеры на отечественных сайтах:

Соотношение фигур и фона

Элементы одинаково воспринимаются и как фигуры (отчётливые части фокуса), и как фон, на котором фигуры расположены. Стивен Бредли выделил три типа соотношения фигур и фона, они представлены на изображении ниже:


Источник: Gestalt Design Principles

  • Устойчивые (слева) — ясно, что круг — фигура, а серое пространство — фон.

  • Двусторонние (в центре) — каждый столбец может одинаково претендовать на звание фигуры или фона, это создаёт напряжение, которое можно использовать в динамическом дизайне.

  • Неопределённые (справа) — когда непонятно, что фигура, а что фон — зрителю даётся большая свобода интерпретации.


Источник: Moddeals

В примере выше Moddeals показывают привычный образец использования отношений фигур и фона. Когда появляется всплывающее рекламное окно, остальная страница становится темнее, превращаясь в фон. Кроме этого, пользователь всё ещё может скроллить страницу, однако всплывающее окно остаётся закреплённым в своём положении, и принимает роль фигуры, на фоне главной страницы.

Сайт немецкого фильма Tannbach использует многоуровневый подход к фигурам и фону в более изящном ключе.

Чтобы подчеркнуть человеческие взаимоотношения в фильме, дизайнер чётко изображает двух людей на размытом деревенском фоне.

Это довольно умная реализация простого принципа гештальт, которая показывает, что вам необязательно понимать значение этого принципа только как «сделай появляющееся меню на размытом фоне».

Примеры на отечественных сайтах:

Группировка

Непохожие детали всё равно могут быть сгруппированы вместе, чтобы представить их подобными друг другу. Основы гештальт предлагают как минимум два способа использования группировки для отображения связи между предметами:

  • Ограждение — ограждение непохожих объектов вместе с помощью заметной черты объединит их в сознании зрителя.

  • Сближение — собранные близко друг к другу объекты будут восприниматься как похожие, особенно если они отделены от других групп большим пространством. Это также имеет отношение к временным и пространственным элементам закона Хика.

Пример из Facebook на картинке выше показывает использование приёмов ограждения и сближения.

Вся заметка вместе с заголовком, фото, описанием, комментариями и прочим отделена одной рамкой от серого фона. Тут используется как ограждение, так и соотношение фигур и фона.

В заметке опции «Лайк», «Комментировать», и «Поделиться» расположены в близком соседстве, подсказывая, что все они — способы личного взаимодействия с материалом (не упоминаем даже, что использование одинакового размера, шрифта и цвета — приём сходства).

Расставляя кнопки управления рядом с соответствующими объектами, дизайнер сберегает пользователя от хлопот с исследованием, запоминанием и погружением в сложные дебри сайта.

Это также относится к пункту об упрощении кликов, потому что вам нужно сократить путь между пользователем и его целью. Упрощение системы позволяет здравому смыслу восторжествовать над длинными и запутанными объяснениями.

Примеры на отечественных сайтах:

Завершение

Опираясь на принципы материализации, которые мы описали ранее, правило завершения основано на том, что мозг автоматически обеспечивает человеку заполнение незаконченных визуальных объектов. Это может быть использовано дизайнерами как преимущество, во-первых, давая им свободу в работе с компонентным дизайном, и, во-вторых, поощряя создание минималистичных стилей, передающих изящность.

Посмотрите, как оформлена сетка и контент в ней на скриншоте сайта Abduzeedo ниже. Даже если нет чётких границ у каждой части контента, выравнивание по одной линии помогает нашему зрению «завершить» построение сетки, созданной каждым из трёх изображений. И соответственно, мы видим три колонки текста вместо одного большого куска.

Завершение также относится и к интерактивности, создавая смысл при заполнении пробелов в действиях.

Как объясняет дизайнер Кароланн Боннер, Urban Outfitters используют правило завершения, чтобы пропустить несколько шагов, делая действие «Добавить в корзину» очень сглаженным.

  • Текст кнопки «Добавить в корзину» становится «Добавлено!».
  • Количество вещей рядом с корзиной в навигационной панели соответственно обновляется.
  • Небольшая панель выскальзывает сверху из корзины, чтобы визуально подтвердить добавление вещи в неё.

Благодаря этому, мы понимаем, когда вещь добавлена в корзину без лишних скрытых действий. Нам не нужно переходить на страницу корзины для подтверждения или перетаскивать покупки туда-сюда (что повышает раздражение). Пропуская подобные этапы, интерфейс выполняет главную функцию, сохраняя взаимодействие легковесным.

Энди Рутледж написал замечательную статью о применении правила завершения в UI-дизайне.

Примеры на отечественных сайтах:

Продолжение

Связанное с правилом завершения правило продолжения утверждает, что зрение пользователя создаёт движение, в то время как оно переходит от объекта к объекту, давая линиям особую силу в layout-дизайне.

В визуальном примере выше зрители воспринимают прямую линию и кривую, а не изогнутую чёрную и изогнутую красную. Так сила продолжения больше, чем сила цвета, что является мощным визуальным инструментом для отображения схожести.

Это значит, что пользователи воспринимают детали на прямой или косой линии похожими друг на друга.

Наиболее очевидно применение для этого — навигация сайтов, так как объекты на одной горизонтальной панели относятся к одному уровню иерархии.

На примере навигационной панели CreativeBloq видно, что все элементы навигации на первой линии означают вид контента. Все элементы навигации на второй линии означают категории контента. Сайту не обязательно заявлять об этой разнице, поскольку она понятна из-за правила продолжения.

Чтобы узнать больше о принципах и правилах гештальт, посмотрите этот полезный материал от Tuts+.

Примеры на отечественных сайтах:

Вывод

Понимание принципов гештальт даёт вам больший контроль над визуальной иерархией, помогает создавать более гармоничные решения и повышает вероятность передачи идеи вашей аудитории.

Сочетание главных принципов: появления, материализации, мультиустойчивости и неизменности, так же как и правил сходства, ограждения, соотношения фигур и фона и многих других позволит перейти вам на качественно новый уровень визуального дизайна для интерфейса сайтов.

Оригинал: http://thenextweb.com/dd/2015/03/17/how-to-apply-optical-illusions-to-web-ui-design/

Иллюстрация: http://www.sapergalleries.com/Gonsalves.html

Оптические иллюзии в рекламе: как запомниться каждому

Как сделать рекламу оригинальной и запоминающейся на подкорке? Вам помогут оптические иллюзии. Это один из самых старых, но действенных методов привлечения внимания. Разбираем самые популярные оптические иллюзии, и как они используются в современной рекламе.

Это необычно, это ломает устои! Поэтому наш мозг и запоминает такие рекламные кейсы, они выбивают нас из привычной колеи.

Иллюзии восприятия размера

Благодаря им производитель может породить ложное впечатление о размерах товара. Каждый хоть раз, но сталкивался с разочарованием при покупке, сравнивая размер товара в рекламе и в реальности. Это возможно благодаря иллюзиям.

Иллюзия Мюллера-Лайера

Какой из этих отрезков длиннее?

Верхний, конечно же! Или нет? Посмотрите внимательнее – они равны, а стрелки просто визуально увеличивают верхнюю полоску.

Именно этой иллюзией вдохновлялись PR-менеджеры при создании средства от блох Frontline. Они решили пустить в ход наши баги в определении перспективы. Благодаря правильному ракурсу люди кажутся блохами.

В рекламе говорится: «Уберите их немедленно!», подразумевая блох с собаки, но благодаря разнице размеров, реклама приобретает скрытый мизантропический смысл.

Иногда идентично выровненные буквы будут смотреться так, как будто они разных кеглей. В то же время буква другого размера идеально впишется в картину, и никто не увидит подвоха.

Отличный пример – лого Linkedin и Amazon.

Иллюзия кинескопа

Какая из жёлтых линий длиннее?

Они полностью одинаковы.

Иллюзия Эббингауза

Какой из кругов больше?

Они одинаковы. Эта иллюзия связана с тем, что наш мозг заточен на увеличение размеров средних предметов рядом с меньшими и уменьшением их по сравнению с большими. А теперь вспомните, сколько раз вы видели рекламу, где некий товар стоял на фоне идентичных, но немного меньше по размеру? Взять, к примеру, ту же рекламу моющих средств. Мы уже не распознаем его, настолько он привычен.

Искажения геометрии фигур

Здесь дизайнер балуется с человеческими багами в восприятии перспективы. Кто использовал эти иллюзии в своей рекламе?

Иллюзия кафе Wall

Параллельны ли горизонтальные линии? Вроде как нет, но всё-таки они параллельны. Мир узнал об этой иллюзии в 1973 году, когда Ричард Грегори обнаружил необычную особенность узора одной из кофеен в своём городе.

Иллюзии цвета и контраста

Эти иллюзии связаны с искажением цветов. Да, самое знаменитое сине-чёрное платье относится именно сюда.

Иллюзия множества цветовых оттенков

Здесь нет никаких теней. Это всё иллюзия нашего восприятия. Название этого эффекта: полосы Маха. Из-за такого контрастного соседства более темная область кажется ещё темнее, чем в реальности, а светлая — светлее. В рекламе она помогает создавать плавные световые акценты. Особенно этот эффект любят стоматологии, так как при правильном использовании иллюзии можно добиться голливудской улыбки на фото, просто правильно выбрав ракурс.

Константность цвета

Вот ключ к разгадке тайны самого знаменитого платья! Одни думали, что оно находится в помещении и подсознательно проецировали на платье холодный свет, получая сине-чёрный цвет, вторые же думали, что оно находится на улице, и представляли теплый солнечный свет. Такая иллюзия встречается в случае с предметом, спрятанным в тени. Нам будет казаться, что он отличается цветом от остального фото, но это не так. Попавшая на него «тень» заставляет наш мозг думать, что он другого цвета.

Магазин одежды Roman Originals сделал себе отличную рекламу, запустив обработанное фото платья в Твиттер.

Иллюзия вращения кругов

Её взяли на вооружение ребята из Shell. Это не GIF, а всего лишь оптическая иллюзия. Так они хотели показать, что готовы поддерживать шестерёнки в действии. А благодаря магии оптических иллюзий, они смогли достичь движения даже на полностью статических печатных страницах.

Иллюзия волн

Вы не пьяны, это снова иллюзия. Элементы узора статичны.

Иллюзия Геринга

Наверняка, вы хотя бы раз видели логотип, который начинает пульсировать при скроллинге или даже просто так? Это не скрипты и не анимации. На вас воздействует иллюзия Геринга, представляющая собой муаровый узор, где две модели сетки накладываются друг на друга, порождая ложные движения.

Яркий пример – лого Sonos. Осторожно, глазная боль!

Совмещение иллюзии Геринга с шаблонами «муар» было настолько популярно в 60-х годах, что с ними даже делали одежду. А ушлые пиарщики тех времён говорили, что эта одежда настолько футуристична, что её делали из бумаги.

Иллюзии соотношения фигуры и фона

В таких иллюзиях вы можете воспринимать фон, как часть изображения, а пиарщики нагло этим пользуются. Взять, к примеру, рекламу приюта. Такой иллюзией они хотели показать, что каждое животное нуждается в доме.

Эффект перцептивной готовности

Мы зачастую не видим того, чего не ожидаем. Вы же знаете, как читается то или иное слово, и вы джае не заметите, что в обяълвниеи пловоина солв наипсана наоборот. Это тоже использовали в рекламе! Вспомним рекламу автомобильной камеры 360 Area View Camera от Volkswagen.

Сначала нам такие переходы кажутся полностью естественными, но потом, ещё раз посмотрев на картинку, мы понимаем весь подвох. Не верите – проверьте на своих близких.

Задумка авторов: недостаток обзорности вашей старой камеры может привести к самым неожиданным последствиям, так как вы не можете правильно оценить ситуацию. Но всё-таки чаще всего такая реклама используется с текстом, потому что там больше пространства для творчества.

Парейдолические иллюзии

Это иллюзорное восприятие реального объекта, мысленное превращение его в нечто иное. Помните, как мы в детстве смотрели на ковер и обнаруживали там целые истории? Этот эффект круто обыграл парижский клуб Stringfellows. Рекламное агенство JWT Paris заметило схожесть столбов и шестов, создав одну из самых необычных реклам начала 2000-х!

Сетка Германа

Очень популярная оптическая иллюзия. Пока вы смотрите на квадрат, он смотрит на вас. Как только вы постараетесь увидеть белёсый шарик и посмотреть на пересечение – он резко пропадёт.

Такой эффект возникает из-за побочного торможения. Грубо говоря – у нашего мозга слишком длинный пинг.

Эта иллюзия успешно использовалась в рекламе бразильской больницы Hemorio. Не всегда легко найти идеального донора, а они готовы помочь вам даже в такой сложной ситуации!

Иллюзия Акварели

Наверняка у каждого дизайнера хоть раз был случай, когда он добавлял границу к объекту, а потом задавался вопросом: «А когда я успел изменить цвет фона?»

Если присмотреться, можно заметить, что светлые области внутри прямоугольников окрашиваются в цвет обводки. Это иллюзия акварели – наш мозг окрашивает часть фона в цвета, похожие на основной. Ещё вы могли заметить схожий эффект, создавая замкнутую фигуру с помощью яркого текстовыделителя на белой бумаге. Ну не любит наш мозг резких границ. Делается это для того, чтобы визуально смягчить переход. И при правильном подходе это можно использовать.

😮 30 крутых оптических иллюзий: взрыв мозга

Мы привыкли воспринимать окружающий нас мир как данность, поэтому не замечаем, как наш мозг обманывает своих же хозяев. Несовершенство нашего бинокулярного зрения, бессознательные ложные суждения, психологические стереотипы и прочие искажения мировосприятия служат поводом для возникновения оптических иллюзий. Их огромное множество, но мы постарались собрать для вас самые интересные, безумные и невероятные из них. Топ потрясающих оптических иллюзий

Невозможные фигуры

В свое время этот жанр графики получил такое широкое распространение, что даже получил собственное название – импоссибилизм. Каждая из таких фигур кажется вполне реальной на бумаге, но существовать в физическом мире попросту не может.

Невозможный трезубец

Классический невозможный трезубец Классический бливет – пожалуй, самый яркий представитель оптических рисунков из категории «невозможные фигуры». Как ни пытайся, определить, где берет начало средний зубец, не получится.

Другой яркий пример – невозможный треугольник Пенроуза.

Невозможный треугольник Он же в виде так называемой «бесконечной лестницы». Бесконечная лестница Пенроуза А также «невозможный слон» Роджера Шепарда. Невозможный слон Шепарда

Комната Эймса

Вопросы оптических иллюзий интересовали Адельберта Эймса-младшего с раннего детства. Став офтальмологом, он не прекратил свои исследования восприятия глубины, результатом которых и стала знаменитая комната Эймса. Оптическая иллюзия «Комната Эймса»
Как работает комната Эймса
В двух словах эффект комнаты Эймса можно передать так: кажется, что в левом и правом углу ее задней стены стоят два человека – карлик и великан. Разумеется, это оптический трюк, и на самом деле эти люди вполне обычного роста. В действительности помещение имеет вытянутую трапециевидную форму, но из-за ложной перспективы оно кажется нам прямоугольным. Левый угол сильнее удален от взора посетителей, чем правый, а потому стоящий там человек кажется таким маленьким. Принцип работы комнаты Эймса

Иллюзии движения

Эта категория оптических трюков представляет наибольший интерес для психологов. Большинство из них основано на тонкостях сочетания цветов, яркости объектов и их повторе. Все эти уловки вводят в заблуждение наше периферическое зрение, в результате чего механизм восприятия сбивается, сетчатка фиксирует изображение прерывисто, скачкообразно, и мозг активирует участки коры, отвечающие за распознавание движения.

Плывущая звезда

Сложно поверить, что эта картинка – не анимированный gif-формат, а обыкновенная оптическая иллюзия. Рисунок был создан японским художником Кая Нао в 2012 году. Ярко выраженная иллюзия движения достигается благодаря противоположенной направленности узоров в центре и по краям. «Плывущая звезда» Кая Нао Существует довольно много подобных иллюзий движения, то есть статических изображений, кажущихся подвижными. Например, знаменитый вращающийся круг. Вращающийся круг Или желтые стрелки на розовом фоне: при пристальном взгляде кажется, что они колышутся туда-сюда. Движущиеся стрелки Осторожно, это изображение может вызвать резь в глазах или головокружение у людей со слабым вестибулярным аппаратом. Лучи из центра Честное слово, это обычная картинка, а не гифка! Психоделические спирали словно затягивают куда-то в полную странностей и чудес вселенную. Полосатые спирали

Иллюзии-перевертыши

Самый многочисленный и веселый жанр рисунков-иллюзий строится на перемене направления взгляда на графический объект. Самые простые рисунки-перевертыши нужно просто развернуть на 180 или 90 градусов. Медсестра или старуха Две классические иллюзии-перевертыша: медсестра/старуха и красавица/уродина. Красавица или уродина Более высокохудожественная картинка с подвохом – при повороте на 90 градусов лягушка превращается в лошадь. Лошадь или лягушка Другие «двойные иллюзии» имеют более тонкую подоплеку.

Девушка / старуха

Одно из самых популярных двойственных изображений было опубликовано в 1915 году в карикатурном журнале «Puck». Подпись к рисунку гласила: «Моя жена и теща». Самые известные оптические иллюзии: девушка-старуха и профили-ваза

Старики / мексиканцы

Пожилая супружеская пара или поющие под гитару мексиканцы? Большая часть сперва видит стариков, и лишь потом их брови превращаются в сомбреро, а глаза – в лица. Авторство принадлежит мексиканскому художнику Октавио Окампо, создавшему немало картинок-иллюзий подобного характера. Старики/мексиканцы Октавио Окампо

Влюбленные /дельфины

Удивительно, но трактовка этой психологической иллюзии зависит от возраста человека. Как правило, резвящихся в воде дельфинов видят дети – их мозг, еще не знакомый с сексуальными взаимоотношениями и их символами, просто не вычленяет в этой композиции двух любовников. Люди постарше, напротив, сначала видят пару, а уж потом дельфинов. Дельфины или любовники – еще один интересный обман зрения Список таких двойственных картинок можно продолжать бесконечно: Всем известный индеец-эскимос На картинке выше большинство людей видят сперва лицо индейца, а уже затем переводят взгляд влево и различают силуэт в шубе. Изображение ниже обычно трактуется всеми как черная кошка, и только потом в ее контурах проступает мышь. Кошка или мышь? Очень простая картинка-перевертыш – что-то подобное можно без труда сделать своими руками. Белоснежка или Шерлок Холмс?

Иллюзии цвета и контраста

Увы, человеческий глаз несовершенен, и в своих оценках увиденного мы (сами того не замечая) часто опираемся на цветовое окружение и яркость фона объекта. Это ведет к очень интересным оптическим иллюзиям.

Серые квадраты

Оптические иллюзии цветов – одни из самых популярных видов обмана зрения. Да-да, квадраты A и B окрашены в один и тот же цвет. Квадраты A и B на самом деле одинакового цвета Такая уловка возможна благодаря особенностям работы нашего мозга. На квадрат B падает тень без резких границ. Благодаря более темному «окружению» и плавному градиенту тени кажется, что он значительно светлее квадрата A. И вот – доказательство

Зеленая спираль

На этой фотографии всего три цвета: розовый, оранжевый и зеленый. Голубой цвет здесь лишь обман зрения Не верите? Вот что получится, если заменить розовый и оранжевый на черный. Без отвлекающего фона видно, что спираль полностью зеленая

Платье бело-золотое или сине-черное?

Впрочем, основанные на восприятии цвета иллюзии не редкость. Взять к примеру хотя бы покорившее в 2015 году интернет бело-золотое или черно-синее платье. Какого же цвета на самом деле было это загадочное платье, и почему разные люди воспринимали его по-разному?

Разъяснение феномена платья очень простое: как и в случае с серыми квадратами, все зависит от несовершенной хроматической адаптации наших органов зрения. Как известно, сетчатка человека состоит из двух видов рецепторов: палочек и колбочек. Палочки лучше фиксируют свет, а колбочки – цвет. У каждого человека соотношение колбочек и палочек разное, поэтому определение цвета и формы объекта немного отличается в зависимости от доминирования того или иного вида рецепторов.

Те, кто увидел платье бело-золотистым, обратили внимание на ярко освещенный задний фон и решили, что платье находится в тени, а значит, белый цвет должен быть темнее обычного. Если же платье показалось вам сине-черным, значит, ваш глаз в первую очередь обратил внимание на основной цвет платья, который на этой фотографии действительно имеет синий оттенок. Затем ваш мозг рассудил, что золотистый оттенок – черный, посветлевший из-за направленных на платье лучей солнца и плохого качества фото.

Загадочное бело-золотое или черно-синее платье В действительности платье было синее с черными кружевами. Платье оказалось сине-черным А вот другая фотография, поставившая в тупик миллионы пользователей, которые никак не могли решить, стена перед ними или же озеро. Стена или озеро? (правильный ответ – стена) Исчезающие круги

Оптические иллюзии на видео

Балерина

Эта безумная оптическая иллюзия вводит в заблуждение: сложно определить, какая нога фигуры является опорной и, как следствие, понять, в какую сторону вращается балерина. Даже если вам это удалось, во время просмотра видео опорная нога может «меняться» и девушка словно начинает вращаться в другую сторону. Популярнейшая оптическая иллюзия «Балерина» Если вы без труда смогли зафиксировать направление движения балерины, это говорит о рациональном, практичном складе вашего ума. Если же балерина вращается в разные стороны, это значит, что у вас бурное, не всегда последовательное воображение. Вопреки распространенному мнению, на главенство правого или левого полушария это никак не влияет.

Лица-монстры

Если долго смотреть на крестик в центре, то периферическое зрение пугающе исказит лица знаменитостей. Иллюзия «Лица монстров»

Оптические иллюзии в дизайне

Обман зрения может стать эффектным подспорьем для тех, кто хочет придать изюминку своему жилищу. Очень часто в дизайне применяются «невозможные фигуры».

Казалось, что невозможный треугольник обречен остаться лишь иллюзией на бумаге. Но нет – дизайнерская студия из Валенсии увековечила его в виде эффектной минималистичной вазы.

Ваза в форме невозможного треугольника Книжная полка, вдохновленная невозможным трезубцем. Автор – норвежский дизайнер Бьорн Бликстад. «Невозможная» книжная полка Бликстада А вот стеллаж, вдохновленный одной из самых известных оптических иллюзий – параллельными прямыми Иоганна Цельнера. Все полки параллельны друг другу – иначе какой был бы толк от такого шкафа – но даже тем, кто давно приобрел такой стеллаж, сло

«Оптические иллюзии»

Оглавление

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ

Краткая аннотация.

Данная исследовательская работа объясняет, каким образом происходит обман зрения у человека или другими словами, что такое «оптические иллюзии».

Автор при помощи литературных источников, интернета, проведенных опытов и сделанных им фотографий, объясняет почему бывает так, что мы видим совершенно иное, чем оно есть на самом деле.

Где в жизни мы встречаем оптические иллюзии, и почему одни из существующих иллюзий давно научно объяснены и подтверждены практическим путем, а другие также непонятны.


Аннотация

Недавно я впервые узнала об обманах зрения — таких интересных картинках, которые выглядят совсем не так, как должны выглядеть на самом деле. С тех пор они мне стали очень интересны. И мне всегда хотелось узнать, почему же так происходит?

Почему, то, что должно стоять, движется, и то, что, есть, может исчезнуть? Может быть, я просто что-то неправильно понимаю?

Как большой дом на другой стороне улицы «помещается» в маленьком окне?


Почему человеку, смотрящему вдоль дороги, кажется, что:

дороги сходятся?;


Высота столбов телеграфной линии уменьшается?;


Далекие предметы движутся медленнее, чем близкие?

Но стоит ли доверять всему, что мы видим?

Можно ли увидеть то, что никто не видел?

Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться?

Каково разнообразие оптических иллюзий?

Можно ли самому создать оптическую иллюзию?

Нам очень хочется найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому тема нашего исследования «Оптические иллюзии».

Гипотеза:

Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.

Цель:

Выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии — чудеса или наука?

Задачи:

познакомиться с причинами возникновения и видами зрительных иллюзий;

познакомиться с применением оптических иллюзий в жизни;

проверить зрительное восприятие иллюзий среди одноклассников;

создать собственную зрительную иллюзию.

Объект:

оптические иллюзии

Предмет:

причины возникновения оптических иллюзий.

Методы и способы:

Сбор информации,

анализ информационных источников,

обобщение,

наблюдение,

эксперимент,

фотографирование.

Введение

«Видимое не всегда соответствует действительному.»

Н. Коперник

Очень часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе неожиданные открытия, нужно только присмотреться.

Выражение «обман зрения» в жизни встречается довольно часто. К сожалению, наш глаз не точный измерительный прибор, поэтому и ему свойственно ошибаться. Такие ошибки называют оптическими иллюзиями.

Попросту говоря – это неверное представление реальности. Их известно очень большое количество, и все они разные, как и причины, их возникновения. Такие изображения мы можем увидеть в разных журналах, в интернете, а также в научно-познавательных передачах, рекламе.

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Но не все что мы видим, соответствует реальности, это доказывают оптические или зрительные иллюзии, которые нас окружают.

Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе и в интернет-источниках, мы выяснили, что в переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение».

В толковом словаре дается понятие оптической иллюзии, как несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата.

Это говорит о том, что иллюзии означают некие сбои в работе зрительной системы.


Оптическая иллюзия — это впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности или оптический обман.


ГЛАВА I. Виды оптических иллюзий


В научной и популярной литературе описаны многие сотни зрительных иллюзий. Причины некоторых из них давно установлены, а других — до конца не раскрыты до сих пор. Почему они возникают? Зрительный аппарат человека — сложно устроенная система с определенным пределом функциональных возможностей. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие.

В связи с этим выделяются три основные причины иллюзии:

наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;

нарушения происходят уже во время передачи сигнала по нервным путям к мозгу;

мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.

Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом.

Оптические иллюзии делятся на три вида:

· естественные, или созданные природой;

· искусственные, или придуманные человеком;

· смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком.


                                            Естественные иллюзии

1.1 Миражи

Мираж – это игра световых лучей.

Слово “мираж” происходит от французского слова и обозначает “отражать, как в зеркале”, причем в роли “зеркала” выступает… воздух.

Миражи принято делить на три класса.

К первому классу относят нижние миражи – перевернутое изображение предметов. Оказывается, воздух состоит из слоев, которые имеют разную температуру и плотность. Когда лучи переходят из одного слоя в другой, они начинают преломляться, а если разница температуры слоев большая, то лучи вообще начинают отражаться, при этом, создавая иллюзии, которые называют миражами.

Так, например, в пустыне песок раскаляется под солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражать предметы, как зеркало.


Нижние миражи можно наблюдать также на раскаленной солнцем асфальтовой дороге.


К миражам второго класса относят верхние миражи.

Они менее распространены и более живописны, чем нижние.

Верхний мираж возникает, когда слои воздуха возле земли гораздо холоднее, чем верхние: изображение отрывается от земли и повисает в воздухе, иногда оно бывает перевернутым. Верхний мираж может описать дугу и вернуться на землю через сотни километров. (Над морем создаются идеальные условия для образования верхнего миража.

Поэтому моряки часто видят корабли, повисшие в воздухе, и даже корабли, находящиеся далеко за горизонтом.


Существуют еще боковые миражи. Они похожи на нижние, только в этом случае все отражается не от земли, а от нагретой солнечными лучами стены.


Миражи третьего класса или фата-моргана – это таинственное явление, которое нельзя объяснить никакими законами физики.

Тысячи туристов и жителей восточно-китайского города Пенглай в 2006 году стали свидетелями редкого явления — огромного миража.


Туман, нависавший над берегом, создал иллюзию изображения города с современными высотными зданиями, широкими городскими улицами, с шумными автомобилями и толпами людей, которые были четко видны.

Мираж длился несколько часов, а до его появления 2 дня шли проливные дожди.

Одним из лучших мест в мире для наблюдения миражей является Аляска.

Чем злее стужа на Аляске, тем четче и красивее возникают в небесах миражи.


1.2 Слепое пятно

В процессе исследования данной темы мы узнали удивительные особенности строения нашего глаза.

Так, например, существует слепое пятно глаза, открытое французским физиком Мариоттом в 1668г.

Слепое пятно – это место сетчатки, где зрительный нерв вступает в глазное яблоко.

Известен рисунок Мариотта для нахождения слепого пятна.


Если смотреть на крестик правым глазом (левый глаз должен быть закрыт), приближая или отдаляя рисунок от глаза, наступает момент, когда черный кружок не виден.

Получается, что из-за слепого пятна я должен видеть окружающий мир с пробелами? Оказывается, нет!

У нас два глаза, поэтому, когда изображение попадает в зону слепого пятна одного глаза, второй глаз видит все подробности.

Рассмотрим, как устроено наше зрение!

Луч света, отражаясь от какого-либо предмета, попадает на роговицу и проходит через зрачок. За зрачком располагается хрусталик, похожий на прозрачную линзу, который преломляет свет и фокусирует его на сетчатке.

Дальше зрительный нерв передает сигнал в затылочную долю головного мозга и человек видит изображение. Это значит, зрение контролирует не только глаз, но и мозг.

!!! Поэтому когда говорят об «обмане зрения» правильнее было бы сказать, что на самом деле нас обманывает наш собственный мозг, когда анализирует увиденное.

1.3 Иллюзия восприятия размера

Одной из самых известных иллюзий восприятия размера является иллюзия Мюллера-Лайера.

Посмотрев на этот рисунок, многие скажут, что отрезок со стрелками наружу длиннее отрезка со стрелками, направленными внутрь.

На самом деле отрезки равны!!!

1.4 Иллюзия контраста

При рассматривании издали белые фигуры внизу — круг и квадрат — кажутся крупнее черных, хотя те и другие равны. Чем больше расстояние, тем иллюзия сильнее.

Явление это называется иррадиацией.

 

Два совершенно равных кружка в середине воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки.

Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, предмет будет казаться больше своей реальной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.


1.5 Иллюзия Понцо.

Всем очевидно, что дальний отрезок гораздо больше ближнего. Однако, и в этом случае они равны. Иллюзия создается из-за ошибки нашего мозга, потому что он привык, что, чем дальше предмет, тем он меньше.

1.6 Искажение формы предметов

11 загадочных оптических иллюзий и как они работают

Оптические иллюзии забавляли и разочаровывали людей на протяжении десятилетий. Хотя оптические иллюзии часто рассматриваются как источник удовольствия, они могут многое рассказать нам о нашем зрении и нервных системах.

Ниже представлены некоторые из самых загадочных оптических иллюзий всех времен и объяснения того, как они обманывают ваш разум.

1. Иллюзия Эббингауза: все дело в контексте

Эта иллюзия, также известная как круги Титченера, проверяет ваше восприятие размера.Хотя эта иллюзия была открыта и названа в честь Германа Эббингауза, наиболее распространенное изображение этой иллюзии было создано Эдвардом Б. Титченером.

На изображении Титченера два круга равного размера. Один круг окружен кольцом из больших кругов, а другой круг окружен кольцом из меньших кругов. Хотя оба центральных круга имеют одинаковый размер, один кажется меньше другого с добавлением дополнительных кругов.

Считается, что причина этого несоответствия кроется в том, как мы воспринимаем размер.Исследования показали, что наше восприятие размера зависит от контекста. Изменяя контекст, в котором показаны оба круга, меняется наше восприятие их относительных размеров.

Источник: AlexWorth91 / Wikimedia Commons

2. Сиреневый преследователь: остаточное изображение и исчезновение Трокслера

Этот цикл изображений, широко известный как иллюзия Пак-Мэна, заставлял людей ломать голову с 2005 года. Созданный Джереми Хинтоном, Иллюзия состоит из двенадцати точек, обычно сиреневого или пурпурного цвета.Точки размещены на сером фоне с черным крестом в центре. Одна точка исчезает на долю секунды, а затем снова появляется, действие, которое повторяется по часовой стрелке во всех точках.

Зрителям приказывают смотреть на крест в середине кольца, и в этот момент они наблюдают за двумя происходящими событиями: во-первых, зеленая точка появляется в отсутствие исчезнувшей точки. Во-вторых, зеленая точка постепенно стирает оставшиеся сиреневые точки, пока все, что остается, не превращается в зеленую точку, движущуюся по цепи.

Объяснение этой иллюзии поистине увлекательно. Зеленая точка появляется благодаря эффекту, известному как остаточное изображение. Палочки и колбочки в наших глазах приспосабливаются к исчезновению сиреневых точек через несколько секунд и устают. В отсутствие лиловой точки наши глаза сталкиваются с конусами, которые обрабатывают цвета на противоположном конце спектра; в данном случае зеленый.

Окончательное исчезновение всех лиловых точек произошло благодаря феномену, известному как увядание Трокслера.Поскольку сиреневые точки появляются только в нашем периферическом зрении, их движения недостаточно значительны, чтобы задействовать новые нейроны нашей зрительной системы, и, таким образом, кажется, полностью исчезают.

Источник: TotoBaggins / Wikimedia Commons

3. Иллюзия движения: видеть движение там, где его нет

Оптические иллюзии, создающие иллюзию движения, являются одними из самых распространенных и популярных. Вы можете быть удивлены простотой объяснения этих иллюзий.

Иллюзии движения обычно работают, представляя узор, состоящий из высококонтрастных цветов или тонов. Эти контрастирующие аспекты одновременно запускают разные нейронные сигналы, что приводит к эффекту обнаружения движения, когда фактически движения нет.

Источник: Fiestoforo / Wikimedia Commons

4. Вращающийся танцор: управляйте танцором своим разумом

Одна из иллюзий, которая постоянно распространяется в Интернете, — это Вращающийся танцор. Вращающийся танцор изображает силуэт танцора, вращающегося на одном месте.Однако, движение танцора по часовой стрелке или против часовой стрелки, очевидно, может быть изменено зрителем по желанию.

Эта иллюзия была создана в 2003 году Нобуюки Каяхара и с тех пор вызывает недоумение людей в сети. Ключ к иллюзии — в отсутствии визуальных подсказок относительно глубины, а также в неоднозначности анатомии танцора. Эта визуальная неоднозначность известна как мультистабильное восприятие. Тело танцора и окружение слишком неоднозначны для восприятия нашей визуальной системой, поэтому мы в конечном итоге воспринимаем изображение в чередующихся, конфликтующих состояниях.

Источник: Нобуюки Кайахара / Wikimedia Commons

5. Вертикально-горизонтальная иллюзия: удивительно простая головоломка

Вертикально-горизонтальная иллюзия — одна из самых визуально простых оптических иллюзий, с которыми вы, вероятно, столкнетесь. Он имеет горизонтальную линию, разделенную пополам вертикальной линией. Хотя большинство зрителей воспринимают вертикальную линию как более длинную, на самом деле они одинаковой длины.

Хотя точная причина этого явления неизвестна, было высказано предположение, что расположение вертикальной линии запускает наше восприятие глубины, заставляя нас воспринимать вертикальную линию как находящуюся дальше от нас, чем горизонтальную линию, и, следовательно, более длинную. .

Источник: S-kay / Wikimedia Commons

6. Треугольник Каниджи: иллюзорные контуры и восприятие глубины

Треугольник Каниджи — известный пример иллюзорных контуров. Иллюзорные контуры относятся к воспринимаемому присутствию края или контура, когда их нет. Такое восприятие создается наличием отдельных форм и краев, расположенных таким образом, чтобы предполагать наличие определенного контура.

В случае с Треугольником Каниджи, три так называемых «конфигурации Пакмана» и три открытых угла создают иллюзию белого треугольника.В этих иллюзиях иллюзорная форма обычно выглядит ярче и ближе к зрителю.

Это потому, что конфигурации Pac-Man запускают наше восприятие глубины, заставляя наши визуальные системы воспринимать конфигурации и дальше и, таким образом, темнее, чем треугольник. С помощью этих воспринимаемых сигналов глубины создается иллюзия близкого и яркого треугольника.

Источник: Fibonacci / Wikimedia Commons

7. Ваза Рубина: организация фигурного фона и назначение граней

Разработанная Эдгаром Рубиным в 1915 году иллюзия вазы Рубина — одна из самых известных оптических иллюзий в мире.На изображении изображено то, что можно воспринимать как декоративную вазу, или как две грани в боковом профиле, обращенные друг к другу.

Ключ к этой иллюзии объясняется принципом организации фигуры на фоне. Это то, что позволяет нам воспринимать объекты как фигуры и как фон. Однако в иллюзии «Вазы Рубина» фигура меняется со сдвигом перспективы.

При просмотре черной области в качестве фона ваза становится фигурой. В свою очередь, если рассматривать белую область в качестве фона, лица становятся фигурами.

Источник: Brocken Inaglory / Wikimedia Commons

8. Иллюзия утки и кролика: неоднозначные изображения и видение среднего уровня

Это изображение впервые появилось в 1892 году и с тех пор вызывает недоумение и забавляет людей. Головоломка с уткой или кроликом работает на принципах нашего восприятия неоднозначных изображений и на процессах зрения среднего уровня.

Зрение среднего уровня — это точка, в которой наш мозг группирует визуальную информацию на основе его способности находить края изображения.Однако в случае неоднозначных изображений эти края нечеткие, и мы можем воспринимать два противоположных изображения внутри одного изображения. По этой причине мы можем видеть либо кролика, либо утку, в зависимости от того, на каком изображении мы хотим сосредоточиться.

Источник: Public Domain / Wikimedia Commons

9. Иллюзия Мюллера-Лайера : какая линия длиннее?

Вы почти наверняка сталкивались с этой оптической иллюзией в прошлом. Эта серия линий, разработанная Францем Карлом Мюллер-Лайером в 1889 году, является одной из самых узнаваемых иллюзий, когда-либо созданных.

Обычно зрителю представлены три горизонтальные линии, каждая из которых имеет различную конфигурацию наконечников стрелок. Хотя линии кажутся разной длины, все они равны.

Исследования показали, что эта иллюзия наиболее эффективна среди западного населения, которое привыкло к «плотным» окружениям, где прямые линии и прямые углы обычны. Это могло бы объяснить, как работает иллюзия.

Тот, кто знаком с пересекающимися линиями в своей повседневной жизни, автоматически зарегистрирует стрелки, направленные внутрь, как представляющие объект, который находится ближе, в то время как стрелки, указывающие наружу, предполагают, что объект находится дальше.Имея это в виду, объект, появляющийся дальше, также будет казаться длиннее.

Источник: Fibonacci / Wikimedia Commons

10. Иллюзия шашечной тени: ваши глаза обманывают вас

Разработанная в 1995 году Эдвардом Х. Адельсоном, иллюзия шашечной тени заставит вас усомниться в собственном видении. На изображении изображена шахматная доска и объект, лежащий на ней, отбрасывающий тень. Два квадрата на доске обозначены как A и B. Хотя A и B кажутся разными тонами, на самом деле они идентичны.

Иллюзия действует, используя наше восприятие постоянного света. Постоянство света — это то, что позволяет нам различать темные объекты при ярком освещении и светлые объекты при слабом освещении. В Checker Shadow Illusion мы узнаем, что A — темный объект, а B — светлый объект в тени. Однако, поскольку мы различаем квадраты через наше восприятие постоянства света, мы не можем воспринимать их такими, какие они есть на самом деле — как имеющие один и тот же цвет.

Источник: Эдвард Х. Адельсон / Wikimedia Commons

11. Невозможный трезубец: рисунки, которые обманывают ваш мозг

Невозможный трезубец восходит к 1964 году и является одним из самых известных примеров иллюзии невозможного объекта. Изображение изображает то, что на первый взгляд кажется трехзубым предметом, зубцы которого происходят только из двух источников.

Это загадочное изображение заставляет ваш мозг воспринимать двухмерный рисунок как трехмерный объект.Невозможная природа объекта становится ясной только после изучения изображения, поскольку мозг пытается представить себе его как трехмерный объект, который может существовать в естественном мире.

Источник: AnonMoos / Wikimedia Commons

Оптическая иллюзия: как долго вы можете смотреть, не отводя глаз?

Оптическая иллюзия становится вирусной в Интернете из-за странного и сбивающего с толку эффекта, который она оказывает на людей, которые смотрят на нее.

Оптические иллюзии созданы для того, чтобы разыгрывать зрительные трюки с вашим мозгом, часто заставляя вас видеть вещи, которых на самом деле нет.

Это конкретное изображение, состоящее из белого узора на черном фоне, было распространено на сайте обмена изображениями Imgur пользователем ottaken.

Узор состоит из белых полукругов, которые образуют ряд ромбовидных форм.

Когда вы смотрите на него, вы не можете не думать, что он движется круговыми движениями, заставляя ваши глаза бегать из стороны в сторону.

Однако на самом деле это просто неподвижное изображение с необычным узором, играющим шутки с вашим мозгом.

Эффект настолько силен, что почти невозможно смотреть на узор без размытия зрения.

Попробуйте сами — как долго вы можете смотреть на него, не отрываясь от экрана компьютера?

Изображение, размещенное всего три дня назад на Imgur, уже набрало более 2000 просмотров.

Пользователи Imgur были вынуждены прокомментировать странный визуальный паттерн и то, как он изменил их восприятие.

Один пользователь написал: «Мне нравится, как наш мозг пытается анализировать и находить закономерности, наводя порядок, которого нет.

Другой пользователь Imgur сказал, что изображения такого рода вызывают у него «головную боль».

Он сказал: «Один из моих преподавателей искусства показал нам кучу оптических иллюзий, и к концу у всех нас заболела голова. Хотя все равно круто.

На прошлой неделе в Интернете распространилась вирусная фотография обнимающейся пары.

На снимке пара обнимается на пляже, а брюнетка крепко обнимает своего парня.

Рядом с ними стоит деревянная хижина на пляже, а на горизонте видно спокойное море.

Хотя на первый взгляд фотография выглядит нормально, более пристальный взгляд действительно сбивает зрителя с толку.

Ноги пары не совсем правильные, они не понимают, откуда берутся ноги мужчины и женщины.

Некоторым кажется, что женщина поднимает мужчину в воздух, его ноги подвешены над землей.

Более пристальный осмотр показывает, что две пары ног выходят из мужских шорт, причем ступни направлены в противоположные стороны.

Неудивительно, что пост, загруженный пользователем Imgur EronHope, подписан: «У меня болит мозг».

Оптические иллюзии: видеть — не всегда верить

Существует старинная пословица, которая гласит: «видеть-значит-верить» — Ну, это не обязательно всегда верно… даже если это IS с вашими СОБСТВЕННЫМИ глазами . Иногда ваши глаза и мозг не работают вместе, как одна команда… по крайней мере, на первый взгляд. Здесь для вашего удовольствия представлена ​​симпатичная небольшая коллекция или галерея, если хотите, множества различных разновидностей Optical Illusions , собранных по всей сети.Некоторые из них существуют уже несколько десятилетий, а другие относительно новы. Независимо от того, передаются ли эти оптические иллюзии через фракталы, фотографии, архитектуру, искусство или старомодные перо и чернила, они обязательно будут напоминать вам снова и снова, что «видеть — НЕ всегда верить».

___________________________________________________________________________

Ознакомьтесь с моим последним постом о новых и многих других оптических иллюзиях, нажав на ссылку ниже: 🙂 Опубликовано 8 марта 2010 г.

Еще один похожий пост — но с изюминкой — ОБЯЗАТЕЛЬНО см. 😛

_________________________________________________________________ _________

* ВНИМАНИЕ! > На некоторых людей искажаются изображения, поэтому имейте в виду, что некоторые из оптических иллюзий в этом посте могут вызвать головокружение или, возможно, эпилептические припадки.Последнее происходит, когда мозг не может уловить противоречивую информацию, полученную обоими вашими глазами. Если вы чувствуете головокружение или головокружение при просмотре этой страницы, попробуйте сразу же прикрыть рукой один глаз и либо прокрутите вниз, либо, если необходимо, полностью покиньте страницу. Не закрывайте оба глаза, потому что это может усилить чувство неловкости. На большинство людей НЕ повлияет просмотр следующих изображений — так что расслабьтесь и наслаждайтесь — и, пожалуйста, передайте эту страницу своим друзьям.🙂

Некоторые из них вам, возможно, придется немного изучить, чтобы понять… или получить полный эффект.

Сколько панд вы можете увидеть на этом изображении?

Да Винчи рисует автопортрет или человека на осле? — Внимательно проверьте оба изображения

Посмотрите внимательно — вы просто видите, как пожилые мужчина и женщина смотрят друг на друга, или вы можете найти молодого человека, поющего серенаду двум молодым женщинам?

Сколько лиц или существ вы можете найти здесь, в Моне Лизе?

Сколько лиц или черепов вы видите на этом изображении?

Можете ли вы найти по крайней мере 12 лиц на рисунке выше? Сколько вы можете найти?

Сколько здесь лошадей?

Посмотрите на синюю точку в центре, и вы почувствуете, что колесо обозрения вращается по часовой стрелке.

Сможете ли вы найти обе женщины? Одна потрясающая молодая женщина и одна обветренная пожилая дама

___________________________________________________________________________

Вот еще один пост (январь / 2010) с этого сайта, который включает больше оптических иллюзий и визуальных эффектов…

Ознакомьтесь с моим последним постом (март / 2010 г.) с новыми и многими другими оптическими иллюзиями, щелкнув ссылку ниже: 🙂

Вот еще один похожий пост — но с изюминкой — ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотрите !! 😛

_________________________________________________________________

Если вам это понравилось, вы можете посетить этот классный сайт:

Место №1 для когнитивных тренировок и обучающих игр

Научно разработанные игры для мозга @ Lumosity.com
  • Улучшение памяти и концентрации внимания —
  • Получите подробную обратную связь и тренинг по улучшению —
  • Отслеживайте свой прогресс —
  • Fun & Easy… Полная тренировка менее чем за 10 минут в день!

Вот ссылка >> Lumosity.com

_________________________________________________________________

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Рубрики: Веселые и веселые игры, забавные вещи, оптические иллюзии, визуальные изображения | Tagged: игры для мозга, головоломки, уловки, можете ли вы найти, искаженные изображения, скрытые изображения, тизеры разума, уловки разума, оптические иллюзии, увидеть — значит поверить |

6 крутых оптических иллюзий, рассказывающих о том, как работает ваш мозг

Здесь, в Vivid Vision, мы много времени думаем об оптических иллюзиях.Глядя на то, как зрительная система ломается, мы можем узнать, как работает зрительная система. Часто некоторые из наиболее многообещающих новых методов, которые мы используем для помощи людям с ленивым глазом, заключаются в использовании оптических иллюзий, чтобы обмануть мозг.

Понцо иллюзия

Иллюзии могут быть основаны на способности человека видеть в трех измерениях, даже если изображение, попадающее на сетчатку, является только двухмерным. Иллюзия Понцо является примером, в котором она использует монокулярные сигналы восприятия глубины, чтобы обмануть глаз.

Даже с двухмерными изображениями мозг слишком компенсирует вертикальные расстояния по сравнению с горизонтальными расстояниями, например [вертикально-горизонтальная иллюзия (https://en.wikipedia.org/wiki/Vertical-horizontal_illusion), где две линии абсолютно одинаковой длины.

В иллюзии Понцо сходящиеся параллельные линии обманывают мозг, заставляя его думать, что изображение, расположенное выше в поле зрения, находится дальше, поэтому мозг думает, что изображение больше, но два изображения, попадающие на сетчатку, имеют одинаковый размер.

Эта иллюзия позволяет нам сигнализировать о восприятии глубины без использования бинокулярной диспаратности. Это означает, что даже человек, который не может хорошо использовать свой слабый глаз, сможет использовать эти подсказки. Когда мы представляем задачи в игре, мы можем начать с опоры на такие реплики, как этот, и постепенно связать это с более сложными подсказками бинокулярного несоответствия (разницы между двумя глазами). Это позволяет нам научить мозг человека узнавать глубину сначала по сигналам, которые он может получить от одного глаза, а затем со временем мы можем работать с другим глазом.

Источник: (https://en.wikipedia.org/wiki/Optical_illusion)

Неопределенность направления

Неопределенность направления движения из-за отсутствия визуальных ссылок на глубину показана в иллюзии вращающегося танцора. Кажется, что танцор вращается по часовой стрелке или против часовой стрелки, в зависимости от спонтанной активности в мозгу, где восприятие субъективно.

Недавние исследования с помощью фМРТ показали, что при наблюдении за этой иллюзией наблюдаются спонтанные колебания активности коры головного мозга, особенно теменной доли, потому что она участвует в восприятии движения.

Источник: (https://en.wikipedia.org/wiki/Optical_illusion)

Клетка теней

Плитка A в шахматном порядке кажется намного темнее плитки B. Хотя на измененном изображении ниже видно, что A и B на самом деле одного цвета. В программе редактирования изображений они оба регистрируют значение RGB 120–120–120.

Эдвард Адельсон, профессор науки о зрении в Массачусетском технологическом институте, создал эту иллюзию еще в 1995 году, чтобы продемонстрировать, как наша зрительная система человека работает с тенями.Пытаясь определить цвет поверхности, наш мозг знает, что тени вводят в заблуждение и заставляют поверхности выглядеть темнее, чем обычно. Мы компенсируем это, интерпретируя темные поверхности как более светлые, чем они кажутся глазу. Итак, мы интерпретируем квадрат B, светлый фрагмент шахматной доски, который отбрасывается в тени, как более светлый, чем квадрат A, темный фрагмент шахматной доски. На самом деле тень сделала B таким же темным, как A.

Источник: (http://www.livescience.com/33664-amazing-optical-illusions-work.html)

Иллюзия одновременного контраста

Горизонтальная полоса на изображении ниже кажется градиентной, переходя от светло-серого к темно-серому в направлении, противоположном фону. Если вы закроете все, кроме самой панели, вы увидите, что она на самом деле монохромная. Только одна сплошная полоса.

«Иллюзия одновременного контраста» похожа на иллюзию шахматной тени. Мозг интерпретирует два конца полосы как находящиеся под разным освещением и выводит, какой, по его мнению, будет истинное затенение полосы (если бы она была освещена равномерно по длине).Он считает, что левый конец полосы — это светло-серый объект при тусклом освещении. Правый конец выглядит как более темный объект, который хорошо освещен.

Источник (http://www.livescience.com/33664-amazing-optical-illusions-work.html)

Почему они важны?

Контраст между элементами в наших играх чрезвычайно важен. Эта иллюзия показывает, что важен не только грубый контраст, но и цвета, оттенки и положение всего в сцене, способствующие воспринимаемому контрасту.Многие из наших ранних экспериментов не принимали во внимание такие сигналы, как этот, в этой иллюзии, поэтому это помогает нам вспомнить, насколько важной может быть каждая деталь.

Иллюзия Геринга

Иллюзия Геринга — это геометрическо-оптические иллюзии, открытые немецким физиологом Эвальдом Герингом в 1861 году. Когда две прямые и параллельные линии проходят перед радиальным фоном (например, спицы велосипеда), линии кажутся изогнутыми. наружу.

Есть много возможных объяснений того, почему искажение восприятия создается излучающей структурой.Эту иллюзию Геринг приписывал завышенной оценке угла, полученного в точках пересечения. Если это так, интересно, что то, что дает прямолинейность параллельных линий, а не излучающих линий, подразумевает наличие иерархического упорядочения между компонентами таких иллюзий. Другие предположили, что завышение угла является результатом латерального торможения в зрительной коре головного мозга, в то время как другие предполагали предвзятость, присущую экстраполяции трехмерной угловой информации из двухмерных проекций.

Другая структура предполагает, что иллюзия Геринга (и несколько других геометрических иллюзий) вызваны временными задержками, с которыми визуальная система должна справляться. В этой структуре зрительная система экстраполирует текущую информацию, чтобы «воспринимать настоящее»: вместо того, чтобы предоставлять сознательное изображение того, как мир был примерно на 100 миллисекунд в прошлом (когда сигналы впервые попали на сетчатку), наша зрительная система оценивает, как мир скорее всего посмотрю в следующий момент. В случае с иллюзией Геринга радиальные линии обманывают нашу зрительную систему, заставляя думать, что она движется вперед.Поскольку мы на самом деле не движемся, а фигура статична, мы можем ошибочно воспринимать прямые линии как изогнутые, как они появятся в следующий момент.

Источник: (https://en.wikipedia.org/wiki/Hering_illusion)

Иллюзорное движение

Это действительно jpeg файл, и нормальная картинка. Не файл gif или анимация.

Нет убедительного объяснения иллюзорному движению. Некоторые учёные-визуалисты считают, что это связано с дрожанием фиксации, «непроизвольными движениями глаз, которые создают иллюзию движения объектов, находящихся рядом с тем, на чем вы сосредоточены.Другие говорят, что при просмотре изображения детекторы движения в вашей зрительной коре «сбиваются с толку» из-за динамических изменений нейронов и думают, что вы видите движения.

Когда мы находим иллюзии без объяснения причин, это всегда меня очень волнует! Одна из целей нашего проекта — изучить зрительную систему, чтобы узнать о ней что-то новое.

Источник: (http://www.livescience.com/33664-amazing-optical-illusions-work.html)

Найдите провайдера оптические иллюзии список иллюзии зрительная система восприятие видение 3D видение стереопсис мозг

ПОСМОТРЕТЬ НЕКОТОРЫЕ ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ — ScienceBob.com

Я знаю, это не совсем эксперимент, но иллюзии — это еще круто.
Иллюзии — это изображения, которые используют ваши ГЛАЗА, чтобы сбить с толку ваш МОЗГ

Взгляните на эту сетку:

Вы обратили внимание на маленькие сероватые точки между черными квадратами. Они не являются частью рисунка — их поместил туда ваш мозг! Ученые называют это «визуальной вибрацией». В основном это означает, что когда вы видите черно-белые узоры, ваш глаз иногда путает их и смешивает их с узорами серого, которые вы видите здесь.Вы видите то, чего на самом деле нет!

Ого! Это изображение крутится? Нет, даже немного. На самом деле, если вы посмотрите в сторону, кажется, что он перестает вращаться. Это все в твоем мозгу … Повторяющиеся узоры и линии обманывают ваш мозг, заставляя его думать, что есть движение, когда он пытается разобраться в изображении. Довольно круто, да?

У этого слона нет ноги… или нет? Художник сбивает с толку своего зрителя
, изменяя то, как наш мозг привык видеть вещи.
Кажется, чем больше смотришь на слона, тем больше он запутывается.

Хотите увидеть, как движутся шестеренки?
Посмотрите на точку, затем переместите голову в сторону экрана и от нее.

Использует визуальные вибрации для создания крутого эффекта. Попробуйте поднести голову ближе к экрану, а затем от него. Кажется, что нечеткие точки движутся.

Этот простой рисунок линии озаглавлен «Мать, отец и дочь» (Фишер, 1968), потому что он содержит лица всех трех людей в названии.Сколько лиц вы можете найти?

Посмотрите на точки в центре. Какой из них больше? Как и у многих подобных иллюзий, точки одинакового размера… правда! Это может быть трудно сказать, потому что ваш глаз использует другие точки для сравнения.

Посмотрите на спираль … только это не спираль, а просто круги.
Не верите? Проследите пальцем по фальшивой спирали.
Наклон ящиков заставляет ваш мозг поверить в то, что это спираль.

Эй, это странно.Нажмите на изображение, чтобы увеличить его. Кажется, что он движется, но это не так. Формы сбивают с толку глаз (на самом деле мозг), заставляя поверить в то, что они движутся.

Optical Illusions «Оптическая иллюзия характеризуется визуально воспринимаемыми изображениями, которые, по крайней мере, в терминах здравого смысла, являются обманчивыми или вводящими в заблуждение».

Презентация на тему: «Оптические иллюзии» Оптическая иллюзия характеризуется визуально воспринимаемыми изображениями, которые, по крайней мере, с точки зрения здравого смысла, являются обманчивыми или вводящими в заблуждение.»» — стенограмма презентации:

1 Оптические иллюзии «Оптическая иллюзия характеризуется визуально воспринимаемыми изображениями, которые, по крайней мере, в терминах здравого смысла, являются обманчивыми или вводящими в заблуждение». –Wikipedia.org Большинство людей в какой-то момент своей жизни видели оптическую иллюзию. Может быть, это была геометрическая форма, которую невозможно было бы воспроизвести в реальности… может быть, вы видели, как фигуры движутся, когда вы смотрите на них на листе бумаги…. или, может быть, вы видели, как меняются цвета, когда вы смотрите на изображение. Есть масса оптических иллюзий; но задумывались ли вы, что делает их оптическими иллюзиями? Как они работают? Как можно увидеть то, чего, как вы знаете, не существует?

2 Два типа физиологических когнитивных
Физиологические оптические иллюзии — это те виды, которые возникают после нескольких секунд взгляда на яркий свет.Теория состоит в том, что они возникают в результате чрезмерной стимуляции определенных неврологических путей в головном мозге. Другими словами, если вы чрезмерно стимулируете свое зрение, глядя на яркий свет, а затем закрываете глаза, вы «увидите» остаточное изображение этого света. Когнитивные Когнитивные оптические иллюзии можно разделить на несколько категорий: Неоднозначные: вызывают изменение восприятия из-за множественных интерпретаций. Искажение: появляется для искажения размера, длины, кривизны, цвета объекта и т. Д. Парадокс: изображения / формы, которые не могут существовать в реальности (невозможные объекты).Вымышленный: иллюзии, которых буквально не существует (также известные как галлюцинации).

3 Это пример физиологической оптической иллюзии.
Американский флаг? Смотрите на флаг тридцать секунд, затем быстро посмотрите на пустую стену или белый лист бумаги. Что ты видишь? Это пример физиологической оптической иллюзии.

4 Куб Неккера. Можете ли вы сказать, в какой ориентации находится куб из проволочного каркаса?
Это пример неоднозначной когнитивной оптической иллюзии.

5 Что это за изображение?
Рубин Ваза Что это за изображение? Лица или вазы? Это пример неоднозначной когнитивной оптической иллюзии.


6 Иллюзия стены кафе Горизонтальные линии прямые и параллельные или изогнутые? Это пример искажающей когнитивной оптической иллюзии.

7 Иллюзия Мюллера-Лайера
Какая линия самая длинная? Самый короткий? Подсказка: возьмите линейку… проверьте их. Это пример искажающей когнитивной оптической иллюзии.

8 Треугольник Пенроуза Привет, архитекторы, давайте посмотрим, что вы сделаете:
Это пример парадоксальной когнитивной оптической иллюзии.

9 Лестница Пенроуза Мне бы очень хотелось, чтобы кто-нибудь попытался добраться до вершины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *